Эксперт: Зубры могут уничтожить Беловежскую пущу

"Зубр, як мы лічым спрадвеку, хоць звер, але ж ратнік; Ён прызнае перамогу, здабытую чэсна — сілай на сілу, урожкі, і мужнасць на мужнасць. Гэта павер’е жыве у нас ад веку да веку", — давным-давно писал о зубрах Микола Гусовский.


В ХХІ веке ситуация с зубрами в Беларуси изменилась. Охоту на них сложно назвать мужественной. А 23 октября даже изменения в правила охоты на зубров были внесены. Только вот не все охотники еще их знают.

"Дело в том, что мы еще официально не получали изменений. Только с проектом знакомы. Поэтому ничего конкретного я вам сказать не могу", — говорят в Осиповичском опытном государственном лесхозе.


Это одно из двух мест в Беларуси (второе — Беловежская пуща), где можно устраивать охоту на зубра. Хотя охотой ее назвать сложно. За 20 тысяч евро можно будет застрелить животное, попавшее в так называемый резервный фонд. Здоровых и сильных зубров там нет — только старые или больные.

По новым правилам, о которых я спрашиваю в Осиповичском лесхозе, в этот резервный фонд можно будет заносить и здоровых животных. Например, тех, которые отошли от стада на 50 километров.

Сотрудник Научного отдела Беловежской пущи Алексей Буневич говорит, что нововведения вряд ли решат проблемы с разведением зубров. В пуще в этом году развелось аж 450 этих животных. В то время как нормально существовать на такой территории могут только 300 животных. Крупный рогатый скот в результате вредит лесу — топчет его, уничтожает деревья. Буневич рассказывает, что белорусы были бы рады продавать зубров за рубеж.

"У нас есть возможность. И есть страны, которые готовы приобрести зубров. Но продать мы их не можем — это тупик".


Мешает торговать зубрами законодательство, в соответствии с которым все животные, занесенные в "Красную книгу", находятся на особом учете. В этом году Беловежская пуща сумела сбыть шестерых зубров в Карелию, но стоило это таких усилий, что повторять попытку в ближайшее время не осмелится никто.

Вот звери и плодятся. Специалисты говорят, что, если их не остановить, Беловежской пущи может прийти конец.

"Можно развести здесь ферму и уничтожить весь лес, уничтожить Пущу. Вот сократили количество оленей — и начался подрост".

Еще одна проблема, которую не решат новые "Правила охраны и рационального использования зубров", — финансирование. Сотрудники Беловежской пущи подсчитали, что за год на этих животных расходуется около двух миллиардов рублей. А из специального фонда в 2012 году было выделено всего 116 миллионов. Остальное приносят доходы от туристов и деревообработки.

Зубров, которые любят бродить далеко от стада, довольно много. Особенно если зубриц на всех не хватает. В Беловежской пуще вспоминают случаи, когда звери отходили и на 300 км. И даже в Литву убегали. Обычно такие звери ведут себя очень спокойно.

"Он подходит к ферме, подойдет вперед, посмотрит — там лошади. А зубру все равно. Лошадь боится его, убегает. Зубр тогда как хозяин туда идет, поест, полежит там. А утром уходит".

Такая вот "песнь о зубре". Если бы Гусовский жил в наши времена, то поэма его была бы отнюдь не такой возвышенной.

Последние новости

Главное

Выбор редакции