Ермошина: Тех, кто пил кровь у комиссий на выборах, больше там не будет
Председатель ЦИК Лидия Ермошина рассказала, кто заработает на выборах, а кто — потеряет, и имеет ли квартиру за 1 миллион долларов.
Целиком беседа с председателем Центризбиркома Лидией Ермошиной.
Еврорадио: Начались разговоры о том, что глава государства почему-то задерживает назначение даты парламентских выборов. Имеет ли значение — сегодня будет подписан соответствующий указ или через неделю?
Лидия Ермошина: Какая глупость! Проект этого указа готовит Центральная избирательная комиссия, согласовывает и представляет президенту. Пока этот проект указа президенту не представлялся. Дело в том, что досрочное объявление даты выборов, по сути дела, стимулирует начало избирательной кампании до того срока, с какого она должна начаться. Поэтому сейчас досрочно никакие политические страсти не кипят.
Еврорадио: Таким образом, никакой умышленной задержки со стороны президента нет?
Лидия Ермошина: Это вполне нормально — всегда указ подписывается где-то за несколько дней до крайне даты. Крайняя дата — 23 июня. Поэтому я думаю, что где-то в числах 15-16 июня этот документ будет подписан и выборы будут назначены.
Еврорадио: Вы против досрочного начала избирательной кампании — но ведь ЦИК уже, наверно, работает, готовится к этой кампании?
Лидия Ермошина: Для нас сигналом является подписание указа президентом. Он начинает действовать с момента публикации. Вот с этого момента и начинается избирательная кампания. Все остальное — это не больше и не меньше чем политические моменты.
Еврорадио: В этом документе будет только названа дата выборов, там не будет, например, каких-нибудь предложений ЦИК по изменениям избирательного законодательства или условиям проведения этих выборов?
Лидия Ермошина: В таких указах ничего такого не пишут. Изменения в закон вносятся другим законом. Будет стандартный текст: дата выборов и поручение Совету Министров финансировать эту избирательную кампанию. А Центральной избирательной комиссии — обеспечить организацию выборов в соответствии со своими полномочиями.
Еврорадио: Объем финансирования выборов вносился в бюджет страны на 2012 в прошлом году. Сейчас мы имеем несколько иную финансовую ситуацию, нежели была в то время — вам добавили финансирование?
Лидия Ермошина: Увеличится статья затрат на кандидатов. А все из-за того, что изменилась базовая величина — каждый кандидат имеет право по закону получить средства в размере 50 базовых величин на изготовление предвыборных плакатов и листовок. А с 1 апреля базовая величина увеличилась в 3 раза. Очевидно, это приведет к увеличению затрат. Невозможно уменьшить расходы на бумагу, оплату типографий, затраты на связь, транспорт, электричество — все это будет финансироваться в полном объеме. Здесь пострадают те, кто работает в избирательных комиссиях, — в связи с увеличением других затрат будет уменьшаться запланированная зарплата. Но сам бюджет выборов увеличиваться не будет. Бюджетом запланирована сумма в 93 миллиарда рублей.
Еврорадио: Как вы относитесь к колебаниям оппозиции насчет своего участия в выборах?
Лидия Ермошина: Я думаю, что они просто не выработали стратегии — отсюда эти колебания. Полагаю, что после назначения выборов решение будет принято. Причем не без помощи тех западных попечителей, которые оказывают помощь нашим политическим партиям. Поэтому все зависит от тех рекомендаций, которые они получат вместе со средствами — будет определяться поведение представителей некоторых наших политических партий. Я не идеализирую эту ситуацию — всегда надо рассматривать любое поведение людей с той точки зрения, насколько это им выгодно или не выгодно. А это определяется прежде всего экономическими слагаемыми, а уж потом — политическими.
Еврорадио: А те, кто призывает к бойкоту выборов, тоже руководствуются прежде всего экономическими факторами, на ваш взгляд?
Лидия Ермошина: Безусловно. Я думаю, что это стратегия, которую они выработали не сами, а которую им предложили извне. Однако я думаю, что они все будут участвовать в выборах, потому что такое поведение не соответствует тем стандартам, которые приняты на территории западных государств. Там статус политика зависит от его участия в избирательной кампании. Поэтому я думаю, что в итоге все политические партии будут участвовать в выборах. За исключением одной совершенно маргинальной партии — КХП-БНФ, которой руководит господин Позняк. Они не участвуют в выборах никогда.
Еврорадио: "Уже сегодня известно, кто станет депутатом" — есть и такие соображения. Что вы на них ответите?
Лидия Ермошина: Я даже не знаю, кто станет кандидатом. Могу сказать, что избирательные комиссии будут организовывать свою работу в соответствии с нашим законодательством. Может, кто-то ориентируется на политические заявления — кто станет кандидатом. И исходит из того, насколько эта фигура является сильной, харизматичной, насколько ее поддержат избиратели. Но мне это неизвестно.
Еврорадио: Все мы хотим острой борьбы за голоса избирателей и победы действительно сильнейшего. А в то же время глава государства говорит о необходимости преемственности — чтобы в состав нового парламента непременно попала часть депутатов сегодняшних...
Лидия Ермошина: Он высказал пожелание. А разных установок по принципу "минимум", "должно быть" — такого не было. Это было пожелание! А поскольку президент, видимо, обладает информацией, что часть депутатов собирается избираться повторно, он из этого и делает заключение, что будет преемственность, что эти люди будут поддержаны электоратом. Что же касается процентного соотношения, то президент говорил о 20%, может — немного больше. Это — общепринятый мировой стандарт. Вы посмотрите: работа депутатов становится профессиональной в большинстве государств, и политические партии работают таким образом, чтобы какая-то часть депутатских мандатов переходила, чтобы это были люди, которые являются зрелыми политиками и давно работают в парламенте. Желательно, чтобы в парламенте был костяк, который мог бы научить новичков.
Еврорадио: Можно ли надеяться оппозиции, что ее представители попадут в избирательные кампании?
Лидия Ермошина: Все зависит от того, кого они выдвинут. И это не Центральная комиссия решает — это решают местные власти. Поэтому — ничего не могу сказать. Нормальные, хорошие, достойные люди, которые себя хорошо зарекомендовали во время последних выборов, думаю, попадут. А вот те, кто устраивал скандалы и разборки... А были и такие, о чем я сейчас очень сожалею. Потому что я "насилую" местные власти, чтобы они как можно больше включали представителей оппозиции в избирательные комиссии. У меня не поднимается рука приказать хоть кому-то включать в состав комиссии человека, который пил кровь избирательной комиссии на предыдущих выборах. Поэтому — все зависит от того, кто будет выдвинут.
Еврорадио: Во время президентской кампании было много разных явлений — пикеты, разнообразные события и так далее. Будет ли такое в этот раз?
Лидия Ермошина: Полагаю, эта кампания будет менее заметной. Во-первых, средства будут не такие затрачены, во-вторых — пикет не актуален, потому что у нас мажоритарная избирательная система и подписи надо собирать только на территории округа избирательного. Думаю, эта форма будет использоваться не очень часто — больше будут собирать подписи по квартирам. Тем не менее мы будем настаивать и принимать все меры, чтобы число мест для проведения пикетов было не меньше, чтобы предвыборная агитационная кампания осуществлялась на уровне не хуже, чем во время президентской избирательной кампании.
Еврорадио: Вы только что вернулись из отпуска — сейчас брали его, потому что не будет возможности? Где отдыхали?
Лидия Ермошина: Да, потому что я просто не имею права позднее идти. Была в Минске и Бобруйске — на даче и в квартире мамы. И в основном занималась либо сельскохозяйственными, либо уборочными работами.
Еврорадио: Вы ведь нам в интервью как-то говорили, что сельхозработы не любите?!
Лидия Ермошина: Как втянулась, так такой проснулся интерес! Но под сельскохозяйственными работами я не имею в виду, что я садила овощи — исключительно цветочное хобби.
Еврорадио: По Бобруйску гуляли? Люди вас узнавали?
Лидия Ермошина: Выходила, очень много гуляла, получила большое удовольствие — город очень хороший. Я там получаю ощущение полного удовлетворения от того, что я просто окунаюсь в свое детство, в юность — мне там очень хорошо!
Еврорадио: Вас можно поздравить со скорым новосельем?
Лидия Ермошина: Если вы имеете в виду, что у меня появился дом, то вы опоздали с поздравлениями — он у меня зарегистрирован с 2010 года.
Еврорадио: Я имею в виду квартиру в элитном доме "У Троицкого"...
Лидия Ермошина: О чем вы говорите! Откуда у меня средства на квартиру в доме "У Троицкого"?! Нет у меня там ничего. Государственный чиновник столько не зарабатывает.
Фото: belapan.by, Змитра Лукашука