Якуб Колас и Тайный лицей

Под Минском уже 16 лет работает подпольный лицей, где все предметы преподают по-белорусски. Выпускникам лицея открыты все двери — но не в Беларуси.


Анастасия Бойко, Александр Васюкович
Уже почти 16 лет Белорусский гуманитарный лицей имени Якуба Коласа работает в подполье. В списке учебных заведений Минска его не найдёшь, он размещается в коттедже под Минском, и попасть туда можно на электричке. От станции где-то километр нужно идти пешком. Но мы выбираем путь наименьшего сопротивления и добираемся до лицея на машине.

В прихожей коттеджа, отданной под гардероб, нас встречает чёрный кот, лениво развалившийся на лавочке. На входе в жилую часть дома — вежливая табличка: "Закрывайте за собой дверь".
В подпольном лицее можно ходить в джинсах и с зелёными волосами, пить воду и кофе на уроках, обедать прямо в классе на переменках и иметь собственное мнение. Учителя и лицеисты общаются по-белорусски, все предметы преподаются на белорусском языке — это редкость для средней школы в Беларуси. Из трёхсот минских школ, гимназий и лицеев таких всего десять.

"Лицей отличается от обычной школы подходом к обучению. Во-первых, тут сложнее, — объясняет лицеист Ваня Филимонов. — Во-вторых, здесь учителя не такие советские, как в обычной школе. Ты всегда можешь высказать свою мысль, учитель может поддержать тебя или нет, провести дискуссию на уроке. И это все поддерживают. Тут ставят отметки не потому, что у тебя есть репутация отличника, а за твои настоящие знания. То есть ты можешь как скатиться, так и подняться".
"Здесь более высокий уровень образования и атмосфера… Она абсолютно другая", — соглашается Катя Жилинская, Ванина одноклассница. Ваня и Катя учатся на 4-м курсе лицея, который соответствует 11-му классу школы. Они уже составили планы на будущее: девушка хочет связать жизнь с биологией, а парня интересуют игровые разработки.


Лицей не придумали — он придумался сам

Основатель и бессменный директор лицея — Владимир Колос. Он не выглядит уставшим, но в глазах — грусть. Директор рассказывает, что, создавая лицей практически тридцать лет назад, понимал, что на одном белорусском языке далеко не уедешь. Нужно было придумать что-то такое, чего нет ни в одной школе.
"Давать хорошее образование европейского уровня, которое приносит перспективы в жизни. Белорусский язык не должен быть на уровне лаптей, он должен ассоциироваться с цивилизованностью и европейскостью.

Какие у лицеистов перспективы? Я им и сам завидую. Где они сейчас? По всему миру, на очень хороших должностях. Лицей даёт понимание того, что нужно делать, как это делать и куда нужно стремиться. Сейчас лицеистам с удовольствием дают стипендии польские университеты, они учатся по всей Европе, в США. Конечно, жаль, что большинство уезжают из Беларуси, но это уже не наша проблема. В Беларуси для них сейчас нет применения. Но, будем надеяться, что ситуация поменяется, они вернутся, и международный опыт пригодится здесь".
Проблемы начались после избрания Лукашенко

Сначала Колосовский лицей существовал как воскресный, а в 1992 году с подачи Министерства образования превратился в полноформатную среднюю школу. Восемь групп по тридцать человек приступили к занятиям. Но спокойное существование длилось недолго. В 1994 году, с приходом к власти Александра Лукашенко, у лицея начались проблемы. Белорусизация общества была свёрнута. Учебники, по которым учились дети, уничтожены.

Через два года у лицеистов попытались отобрать здание, всё лето ученики и учителя простояли в пикетах. В 1997 году власти решили объединить Колосовский лицей с ещё одним учебным заведением — лицеем БГУ. Не получилось.

"В 2003-м нам назначили директрису, которая, как оказалось, не разговаривает по-белорусски. Вообще. В самом начале, когда мы соглашались на предложение министерства, я сказал: "Когда начнутся попытки нас нагнуть и заставить делать не то, ради чего мы создались, мы вернёмся туда, откуда пришли". Вот туда мы и вернулись, так и существуем", — вспоминает директор.


Дети на асфальте

В 2003 году лицей закрыли, но лицеисты не смирились с этим. То, что они сделали, удивило даже Владимира Колоса:

"Если бы мою школу закрыли, то для меня это был бы праздник. Я был бы счастлив! Я бы никогда не делал того, что делали лицеисты. Они стояли на асфальте с утра до позднего вечера и боролись за свой лицей. Это была наивысшая оценка того, что мы делаем".

1 сентября 2003 года лицеисты провели занятия под открытым небом, рядом с родным зданием по улице Кирова. Сейчас в нём располагается суд.

"Милиционеры стояли, слушали эти лекции и по окончанию говорили: "Эх, жаль, что закончилось. Так интересно было!".

Лицеисты вышли с плакатами на проспект Независимости — в самый центр города. Один из лидеров тех протестов Франак Вячорка вспоминает, что люди, которые проходили мимо лицеистов, были в шоке от митингующих детей.
"Как могут люди протестовать, когда им 12-13 лет? Мы взяли большие белые листы, начали рисовать плакаты "Верните лицей", "Колосовский лицей не отдадим", "Будем бороться до победы". С этими плакатами двесте человек вышли на проспект Независимости и пели песни. Минск видел разные протесты, видел, как избивают людей. А тут дети с плакатами целый день стоят в защиту своей школы. Где вы видели, чтобы люди защищали свою школу? Но лицей был таким местом, куда хотелось ходить и за которое хотелось бороться!"
Франак Вячорка около здания бывшего лицея. Сейчас здесь находится суд Центрального района Минска
Выпускники отдают сюда детей

После закрытия лицей ушёл в подполье. Занятия проводились то в обычной квартире, то в подвале костёла. Сейчас около семидесяти лицеистов занимаются в коттедже под Минском. Поступить сюда можно с 8-го класса — на первый курс, предварительно пройдя собеседование.

Занятия в лицее приходится совмещать с учёбой в основной школе, но есть ещё два варианта: перейти на индивидуальный план обучения (это значит, что ребёнок усваивает материал дома сам, но сдаёт в школе все контрольные и тесты и получает отметки за четверть) или вовсе забирать документы и сдавать экзамены экстерном после 9-го и 11-го классов.

"Многие из наших выпускников отдают сюда детей, — рассказывает Владимир Колос. — Конкурс есть и сейчас, но не такой, как был раньше, — по 15 человек на место".
Программы, по которым учатся лицеисты, соответствуют школьным, но нацелены на европейское образование.

"Мы преподаём так, как видим, как сами считаем, как понимаем. И без вранья. Дети наши это понимают. Был один случай, когда директриса школы, где наш ученик сдавал экстернат, сказала, что, мол, я пойду на экзамен по обществоведению и покажу ему! Пришла — и поставила ему десять", — говорит Владимир Колос.

Франак Вячорка поступил в лицей в 2001 году. После учёбы был отчислен с журфака БГУ, но впоследствии окончил Варшавский университет по специальности "Связи с общественностью и медиамаркетинг" и магистратуру Американского университета (Вашингтон, США) по программе "Международная коммуникация".

"Что мне дал лицей? Команду и понимание, что всё только начинается, — признаётся Вячорка. — Мы все выпустились и разъехались по разным частям Беларуси, Европы, мира, пошли в разные сферы — пиар, рекламу, активизм, международную деятельность. Мы создали вокруг себя маленькие микролицеи. Теперь по всему миру есть неформальная секретная сеть выпускников лицея, у которых есть общие темы, разговоры, ценности, мы все говорим по-белорусски. У нас у всех есть ответственность за страну. Нет ни одного лицеиста, который бы свалил и забыл".


"Мы здесь только для детей, а в школе — постоянные отчёты"

Комнаты коттеджа переделаны под учебные классы, в кухне располагается учительская, в подвале оборудован кабинет биологии. В одном из классов на стене висит герб "Погоня", а на микроволновке под ним лежит слепок черепа.

Кстати, микроволновки есть в каждом классе. В обед дети греют в них ссобойки (еду в контейнерах).
Ирина Полторжицкая работает в лицее уже пятнадцать лет. Раньше она преподавала русский и белорусский языки в школе, а теперь учит лицеистов. Она говорит, что и дети здесь отличаются от других школьников. По словам Ирины, учителя воспринимают детей как взрослых и обращаются к ним на "вы". И именно из-за такой атмосферы взаимного уважения дети любят лицей.

"Мы бережно относимся к детям как к личностям, уважаем их. И они это чувствуют. Они более свободны в своих желаниях и стремлениях сказать что-то, даже на сленге, — говорит Полторжицкая. — Я их не останавливаю, потому что они так себя выражают. В моём классе есть победительница Общенационального диктанта [проводится на белорусском языке. — Еврорадио], которая на первом курсе сказала: "Я не буду говорить на этом белорусском языке никогда". И сейчас она говорит: "Спадарыня Ірына, шмат што змянілася з тых часоў!" ["Спадарыня Ирина, многое изменилось с тех пор". — Еврорадио]. Она пришла абсолютно русскоязычная, а сейчас на белорусском языке говорит отлично!

Лицей даёт возможность выбора и возможность чувствовать себя человеком.
Учителя счастливы работать в лицее. Говорят, что здесь они полностью посвящают себя детям
Мы здесь только для детей, а в школе — постоянные отчёты, огромная нагрузка на учителей.
А здесь мы занимаемся непосредственно своей работой, учим своих детей. Я довольна тем, что здесь свободна в своей творческой работе. Меня никто не проверяет тут, мы работаем так, как считаем нужным. Каждый контролирует сам себя. Поэтому здесь и атмосфера добрая и семейная".

Легализовать лицей, говорит Владимир Колос, на данный момент вряд ли получится:

"Легализоваться в принципе можно было бы, но это на день, на неделю. А потом снова уходить. Когда в государстве была ситуация, что наши устремления и позиции поддерживались, это произошло. А сейчас ситуация кардинально другая. Я не вижу в этом никакого смысла".
По данным на 2018 год, в Минске десять белорусскоязычных средних учебных заведений. В пяти из них в каждой параллели есть класс с белорусским языком обучения. Согласно статистике, опубликованной на сайте Минобразования, в 2016-2017 учебном году в 1−11-х классах школ Беларуси обучалось около 967 тысяч детей, из них 128,6 тысячи (13,3%) — на белорусском языке.

Аттестаты об общем среднем образовании при прохождении процедуры экстерната в 2017/2018 учебном году получили 856 (0,09%) белорусских школьников. Официальная статистическая информация о количестве учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, в Беларуси не собирается.

В детсадах в 2018 году по-белорусски воспитывалось 39780 детей. Это менее 10% от всех дошкольников (426,3 тысячи).

Архивные фото Франака Вячорки
Made on
Tilda