Аниматор: Белорусским мультяшкам не хватает пиара
Режиссер анимационного кино Михаил Тумеля рассказал, чем сегодня живет белорусская мультипликация и какие герои могут поспорить в популярности с Микки Маусом.
Еврорадио: Беларусьфильм обычно ассоциируется с войной, а вот белорусские анимационные фильмы не вызывают вообще никаких ассоциаций. Есть ли в Беларуси сегодня анимационная индустрия?
Михаил Тумеля: Вопрос сложный, потому что в слово “анимация” обычно каждый вкладывает свой отдельный смысл. Когда вы говорите об индустрии как, скажем, Дисней или Pixar — то нет. У нас делается такая поштучная анимация, которая делалась и в советские времена, сейчас мы работаем над белорусской тематикой. Это небольшие ленты по 10-13 минут, по 6,5 минут, есть совсем коротенькие. Сейчас я закончил “Беларускія прымаўкі-2”, они по минуте, по полминуты. А если говорить об индустрии, которая делает блокбастеры, то это не наше дело.
Еврорадио: Вы делаете мультики для детей или, скорее, для взрослых?
Михаил Тумеля: Тоже сложный вопрос, потому что мне кажется, что я делаю для всех. Хочется надеяться, что их посмотрят и дети и взрослые.
Еврорадио: Но по телевидению эти мультики редко показывают, они делаются по частным заказам, или это все же забота государства?
Михаил Тумеля: Это, скорее, вопрос к телевидению, потому что мы как делали то, что нам нравится, так и делаем. Тут нет никакого спецзаказа. Мне нравится белорусская тема. Мы делаем сериалы о гербах белорусских городов, поговорках. Вот еще фильм “Выцінанка-выразанка”. Я предлагаю эти сценарии минкульту, и они берут их, а потом на Беларусьфильме мы это делаем.
Еврорадио: А почему их так мало показывают?
Михаил Тумеля: Потому что во всем мире телевидение — это коммерческая структура. Телевидение и культура — это сейчас разные вещи. У них свой план, они что-то могут купить, старые пакеты с Запада или что-то еще и крутить их под рекламные блоки. Они никогда не вернут Беларусьфильму тех затрат, которые идут на создание фильма, но они еще хотят чтобы им платили деньги за то, что они показывают эту продукцию. Так что этот вопрос не к нам, а к телевидению.
Еврорадио: А помимо коммерциализации, изменилось ли что-то в белорусском анимационном кино, если сравнивать с советскими временами?
Михаил Тумеля: На мой взгляд, не очень много изменилось, но, может, это и хорошо. Может, позже и наступить нам на горло железная пята рынка, но пока что мы делаем то, что может быть не такое уж коммерческое, но соответствует нашим душам. Жаль, что не всегда это попадает к зрителю, но, может, мир изменится.
Еврорадио: Происходит ли отток талантливых сил за границу в условиях кризисной ситуации?
Михаил Тумеля: Я думаю, когда и был отток, то он уже прошел. Сейчас другая проблема — мало приходит молодых талантливых, кто бы нас заменил, потому что мир меняется, в анимацию больше идут девушки, парней почти что нет. Может быть, уже не так высок престиж профессии.
Еврорадио: Есть ли белорусские аниматоры, которые сделали успешную карьеру на Западе?
Михаил Тумеля: Наш бывший коллега Михаил Беранштейн. Он работал на Беларусьфильме, а потом со всемирно известными студиями Pixar, DreamWorks. Он работал в разных областях анимации, сейчас в 3D. Он был художником-аниматором, а простых аниматоров, не режиссеров, никто не знает, в том числе и западных. Не все же любят читать титры.
Еврорадио: А какие белорусские проекты последних лет можно назвать действительно успешными?
Михаил Тумеля: Для меня это проект о белорусских гербах. Все мои коллеги, кто видел, говорят, что это хороший художественный уровень и интересная идея. Мы делаем белорусские сказки. Буквально вчера была сдача на Беларусьфильме. Александр Ленкин сделал белорусскую сказку “Дед”. Я также сдал вторую вязку белорусских поговорок в технике вытинанки. Если говорить о Микки Маусе, у которого сегодня день рождения, то белорусская анимация тоже имеет отношение к этому персонажу, потому что, когда я был студентом на Беларусьфильме и на высших курсах в Москве делался такой небольшой фильм-марафон, который поздравлял Микки Мауса с 60-летием.
Еврорадио: Есть ли персонаж белорусских мультиков, такой же известный и знаковый как Микки Маус?
Михаил Тумеля: Для меня это жабки из фильма “Квака-задавака”, где еще песняры пели “веселые зеленые пучеглазые”. Был такой известный персонаж Мурлокотам из фильма “Динозаврик” Татьяны Житковской. Это старые белорусские фильмы, я еще школьником видел их, когда приходил на студию. А так, сложно сказать, когда мультики показывали в кинотеатре — это были сборники, поштучно их не показывали, то же и на телевидении. Может быть, не становится пиара. У Микки Мауса были хорошие менеджеры и больше пиара.