Беларусь не подписывает Таможенный кодекс ЕАЭС. Что это значит?
26 декабря в Санкт-Петербурге должен был состояться еще один шаг на пути реинтеграции постсоветских стран — подписание общего Таможенного кодекса стран ЕАЭС. Кодекс подписали, но без Беларуси. Александр Лукашенко в последний момент в северную российскую столицу не поехал. Разбираемся, почему так произошло и что это все может значить.
Что такое Таможенный кодекс ЕАЭС и зачем он нужен?
Таможенный кодекс ЕАЭС должен заменить Таможенный кодекс стран — участниц Таможенного союза. В нем есть ряд нововведений по сравнению с прежним документом, однако они все отчасти узкоспециальные и жизнь обычных граждан напрямую не затрагивают — из-за рубежа по-прежнему можно будет везти три литра алкоголя и 35 килограммов вещей.
Таможенный кодекс ЕАЭС разрабатывали более трех лет, проект даже публиковали для общественного обсуждения (белорусы могли присылать свои вопросы через сайт Таможенного комитета). Еще месяц назад планировалось, что документ вступит в силу 1 июля 2017 года. Однако сейчас трудно сказать, что будет на самом деле.
Беларусь совсем отказалась подписывать Таможенный кодекс ЕАЭС?
В том и дело, что не отказывалась. Просто от нашей страны на подписание никто не поехал. Шаг был неожиданный, и об отсутствии Лукашенко на заранее запланированной встрече стало известно менее чем за сутки до нее. Нет даже официальной версии того, почему руководитель Беларуси не смог посетить Петербург. Вместо официального визита в Россию в понедельник, 26 декабря, Александр Лукашенко провел совещание по вопросам привлечения внешнего финансирования. Сверхважным и срочным его трудно назвать.
Дело в том, что, как показывают предварительные договоренности, они существуют на бумаге, они подписываются, но, к сожалению, не функционируют. И поэтому возникает вопрос — зачем подписывать то, что тоже может не работать? Предыдущие же не работают... мы сейчас существуем в условиях, когда Россия вводит так называемые антизападные санкции, но они бьют и по Беларуси. И получается такая фантастическая ситуация, когда де-факто Беларусь является объектом санкционной политики Российской Федерации
Что будет дальше?
"Что касается отсутствия президента Беларуси, то де-факто это не помешает обсуждать субстантивные вопросы, связанные с интеграцией. Потому что, еще раз повторяю, все документы, которые сегодня будут подписываться, ранее были полностью согласованы в ходе коллегии с нашими белорусскими партнерами. И подписанные документы дальше просто будут направлены в Минск с тем, чтобы Александр Григорьевич смог их там подписать", — оптимистично заявлял журналистам в день подписания Таможенного кодекса ЕАЭС пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
В реальности может быть иначе. Еще 9 декабря Лукашенко призвал обсудить новый Таможенный кодекс на всех уровнях, даже с привлечением "оппозиционно настроенных" экспертов. Так что с подписанием документа Беларусь может потянуть время.
Чем нам так не нравится Таможенный кодекс ЕАЭС?
В первую очередь новыми правилами функционирования свободных экономических зон. "Россия пошла по пути ликвидации СЭЗ и настаивает на том, что должен быть общий режим для всех СЭЗ внутри Таможенного союза. Но очевидно, что это невозможно. Особенно когда мы говорим о китайско-белорусском индустриальном парке. Потому что там некоторые льготы имеют 50-летний срок. Исключений для этого парка в Кодексе не будет. Россия не пойдет на переходный период продолжительностью 50 лет. А мы тоже не хотим отказываться от этого проекта с Китаем. Для нас это основной донор инвестиций и технологий в настоящее время", — говорит руководитель Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий. Эксперт добавляет, что Беларусь будет до последнего стараться сохранить СЭЗ: "Мы будем настаивать на том, чтобы деятельность свободных экономических зон осталась в компетенции на национальном уровне".
Совещание по вопросам дальнейшего существования СЭЗ в Беларуси Александр Лукашенко проводит уже 27 декабря. "Наши свободные экономические зоны не должны потерять конкурентоспособность на площадке Евразийского экономического союза. Условия их функционирования на рынке ЕАЭС необходимо сделать как минимум равноценными", — говорит на ней руководитель страны.
Еще есть какие-то проблемы?
Конечно. Во-первых — до сих пор никто не может понять, в каком направлении развивается белорусско-российский газовый конфликт. К нему добавляются продовольственные войны и все более открытое информационное и военное давление Москвы на Минск. А поверх всего этого то, что даже Таможенный кодекс стран — участниц Таможенного союза фактически так и не начал нормально работать. "Дело в том, что, как показывают предварительные договоренности, они существуют на бумаге, они подписываются, но, к сожалению, не функционируют. И поэтому возникает вопрос — зачем подписывать то, что тоже может не работать? Предыдущие же не работают... мы сейчас существуем в условиях, когда Россия вводит так называемые антизападные санкции, но они бьют и по Беларуси. И получается такая фантастическая ситуация, когда де-факто Беларусь является объектом санкционной политики Российской Федерации", — говорит Арсений Сивицкий.