Белорусы не умеют быть белорусами? Да мы уже есть!
Фото Еврорадио
На рекламном фестивале "Белый квадрат" представители PG Branding Виталий Яцкевич и Алексей Сосницкий заявляют, что белорусы не умеют быть белорусами. В ответ "Фейсбук" взрывается: что это было? Вброс или трезвый взгляд на бренд с названием "Беларусь"?
"Белорусский культурный код — как у младенца", — продолжают парни. И дальше — о характерных чертах белорусов: "Толерантность, боязливость или равнодушие?" Нам достается и за то, что мы не уверены в себе и в "своих".
Действительно ли белорусы такие неказистые? Еврорадио спросило об этом у четырех специалистов по "белорускости".
Юлия Ляшкевич: "Белорус себя чувствует очень отдельно от власти"
Меня больше всего в таких вещах бесит обобщение. Все "мы" надо заменять на "я". Если каждый напишет "я", и мы увидим, что таких "я" много, тогда можно делать вывод, что с белорусами реально что-то не так.
Спорить о том, что у нас младенческий культуры код, смешно, так как это говорит об элементарной неграмотности — кого-то плохо учили в школе.
Для россиян власть сакральная, она божественная. Для украинцев власть — то, за что стоит бороться. А белорусам власть вообще не нужна. Белорус себя чувствует очень отдельно от власти. Белорус хочет, чтобы власть себе тихо и нормально функционировала, но не мешала ему жить. Такой современный и утилитарный подход.
Белорусам не нужна слава, им нужны эффект и результат.
Меня когда-то спрашивали, мол, не обидно, что все пассионарии, а мы нет. А почему должно быть обидно? Почему должно быть обидно, что белорусы не готовы бросать себя и своих детей в огонь каких-то столкновений? У каждого свой путь.
"Умеем ли мы быть белорусами?" А умеет ли ребенок быть ребенком? Мы уже есть! Нужно себя любить такими, какие мы есть. В общем, мы очень классные!
Максим Жбанков: "Белорускость" — это вызов, это нестабильное поле возможностей
В свое время Валентин Акудович сказал, что Беларусь — это постмодернистский проект Бога. Мне эта формулировка очень нравится, потому что я считаю, что "белорускость" — это открытый проект. Это вызов, это нестабильное поле возможностей, которое постоянно меняется.
Белорускость — это определенное состояние сознания, и оно проявляется независимо от языка, которым мы пользуемся. Это состояние партизанского маневрирования, легкого партизанского движения, как говорит художник Игорь Тишин. Это тактика самосохранения и самоотстройки в неблагоприятных условиях.
Нулевым, или младенческим культурным кодом владеет тот, кому, во-первых, больше не надо, во-вторых, тот, у кого нет стимулов больше знать и двигаться дальше, и, в-третьих, тот, кому не болит. Ведь тот, кому больно за страну, за ее судьбу, за то, что есть и что будет, никогда такого не скажет или всегда найдет, что ответить на подобные реплики.
Лявон Вольский: "Терпимость — маскировка, выработанная веками угнетения"
Не надо уметь быть белорусом, надо просто быть белорусом и способствовать тому, чтобы белорусы были белорусами. И все.
Как только исчезла риторика, что мы часть единой славянской семьи и "русские со знаком качества", сразу из всех щелей полезла почему-то белорускость. Это же не просто так.
Я не вижу каких-то монолитных черт нации. Наша терпимость — такой же миф, как и кротость и толерантность. Любая нация это может сказать о себе. Я бы не сказал, что последние несколько десятилетий белорусы какие толерантные. Наоборот. Может это интернет так их развратил, когда можно что-то говорить и не показываться. А терпимость, возможно, — в общем маскировка, выработанная веками угнетения и войн.
Кто-то только формируется, а кто-то уже крутой. Я вот крутой (смеется). Какая-то часть народа формируется, так как ей не давали этого делать полностью. Она вечно формируется, так как сформироваться ей не дают разные обстоятельства: то Советский Союз, то царская российская империя, то нынешнее руководство. Но это дело, думаю, нескольких лет.
Стас Карпов: "Многие белорусы — носители истерики, оформленной в позицию"
У нормального народа, у которого не было никаких травм, не получается быть вне контекста своего народа, потому что контекст очень четкий. Но поскольку у белорусов очень специфическая история, в том числе история денационализации, которая насильственно проводилась на протяжении четырехсот лет, у нас выработалось большое количество национальных комплексов. Поэтому у нас ситуация не совсем стандартная.
Мы не то, что умеем или не умеем быть белорусами. Мы по-разному реагируем на самих себя и на проявления себя. Одни реагируют нормально, другие — стесняются. Здесь вопрос не в том, умеем ли мы. Мы по-другому не умеем! Важно, как мы это воспринимаем.
Есть хорошее выражение о "перепроизводстве действительности". Это истерическое мировосприятие, которое проявляется в том, что для человека всегда действительность более выпуклая, чем есть на самом деле. Такая истероидность характерна для многих белорусов. Они являются не носителем интеллектуального выражения, а носителями вербализированной истерики, оформленной в позицию. Но это не позиция, а психологическое состояние, умноженное или разделенное на заглубленность в контекст.
Белорусы, как дети окружения, в котором они оказались, для меня характеризуются тем, что у них очень хуторское сознание. У Анемподистова очень хорошо было сформулировано это в песне: "Я здаецца не тут, я здаецца не там, я да жалю не пан, я да шчасця не хам, я твайго не вазьму і свайго не аддам". Это сознание, когда человек достаточно доброжелательный, ласковый, спокойный, рассудительный, но ему нужно свое собственное пространство, расстояние, в которое он никого не пускает. Это очень конкретная граница между собой и коллективом.