"Дай Дарогу!": Не можем себя заставить писать песни на раз-два-три
Группа "Дай Дарогу!" приходит в студию Еврорадио не полным составом. Зато с администратором коллектива Евгеном Круком. Лидер брестских панков Юра Стыльский и новый барабанщик Илья Терещук много смеются и рассказывают о музыкальном образовании, форшмаке, новых белорусскоязычных треках и сложностях гастрольной жизни.
Еврорадио: 7 мая у вас очередной большой сольный концерт в минском клубе Re: Public. Чем он будет примечателен?
Юрий Стыльского: Как и всегда: "плотный" Re: Public, тысяча человек, как минимум, так что, ждём всех! И в качестве заманухи скажу, что мы будем исполнять песню "Увольте", вышедшую в интернете в акустической версии. На концерте мы её запишем в хоровом исполнении и потом запись вставим в студийную версию. Так что, это домашнее задание для всех, кто придёт на концерт (улыбаются).
Еврорадио: Вы каждые полгода проводите сольники в Re: Public. А нет задолбала эта цикличность? Может, уже стоит попробовать "Минск-Арену"?
Евген Крук: У нас есть перспективы попробовать более вместительную площадку, на несколько тысяч. Но проще будет Дворец Спорта, а не "Минск-Арену".
Илья Терещук: Для нас эти выступления получаются как стимул. Отчитаться за то, что мы сделали, достигли за этот срок. Мы же к каждому концерту готовим новую песню или несколько песен, или альбом, или замануху придумываем...
Аккорды, диссонанс — они не понимают! Я говорю "форшлаг", а они — "форшмак"
Еврорадио: У вас появился новый участник коллектива — барабанщик Илья Терещук, который, получается, единственный образованный музыкант группы. И как тебе работается с людьми без образования?
Илья Терещук: Могу сказать, что это очень интересно! Чаще всего, люди с музыкальным образованием загнаны в определённые рамки. Я даже по себе могу это сказать. Иногда Юра предлагает какую-то идею, а я говорю, мол, Юра, так нельзя делать, так неправильно, это не по канонам сольфеджио, гармонии и так далее. А как же эксперименты? Все какие-то достижения были сделаны вопреки законам, особенно касательно творчества — здесь сплошной эксперимент. И только в таком случае можно получить новый продукт. Поэтому, чему-то я их учу, чему-то — они меня.
Еврорадио: А разговариваете вы как? Давай здесь сделаем вот таким образом: бд-дышь-ды-дышь!
Юрий Стыльский: Именно так! На полунеандертальском языке (смеются). Музыкант музыканта в любом случае понимает хоть на уровне сольфеджио, хоть на мимическом уровне.
Илья Терещук: Но я всё равно не могу, и употребляю терминологию. Я говорю "фаршлаг", а они "форшмак" (смеются). Аккорды, диссонанс — они не понимают!
Еврорадио: А в обратную сторону?
Юрий Стыльский: Ну, естественно! Набираемся определённого опыта, каких-то интересных терминов: синкопа или форшлаг! Это всё очень прикольно и добавляет определённого юмора в речи.
Еврорадио: А желание пойти поучиться не возникло?
Юрий Стыльский: Не мешало бы, но этому нужно посвятить время. А если мы и так друг друга понимаем, то, думаю, необходимости в этом нет.
Илья Терещук: Во время работы оно всё равно получается подучиться. Недавно мы писали аккорды нашего нового альбома. Я Юре объяснял значение аккордов, как они строятся.
Юрий Стыльский: То есть все эти приёмы я знаю, но все эти названия... я от этого далёк, и мне было это неинтересно. Я их все запоминал визуально. А сейчас мы выпускаем альбом с разворотом, фотками, буклетом, постером, текстами и для тех, кто пожелает взять гитару и сыграть нашу песню, — над каждой строкой есть аккорд.
Илья Терещук: И чтобы не писать словами "зажать вот тут два пальца вот так", приходится их как-то обозначать. Поэтому мы рыли интернет, смотрели названия и писали.
Юрий Стыльский: Немного по-пигмейске, но справились с этой задачей (смеются).
Еврорадио: О каком альбоме идёт речь?
Юрий Стыльский: О "Дай Дарогу!". Он же у нас просто в электронной версии в интернете лежит, и всё. Мы ведь его не упаковывали никак. Поэтому хотим сделать такой сувенир.
Илья Терещук: Делаем такое делюкс-издание, которое будет именно как сувенирная продукция. Будет маленькое лимитированное качественное издание, которое просто будет приятно поставить на полку.
Еврорадио: Когда его ждать?
Евген Крук: В настоящее время ведутся переговоры с "Союз Рекордз". Согласно планам, к концу лета у нас будет полный тираж.
Еврорадио: О новых музыкантах понятно, а с бывшими участниками "Дай Дарогу!" Связь поддерживаете?
Юрий Стыльский: Я знаю, кто чем занимается, но чтобы мы постоянно контачили, то нет. На самом деле, нас объединяла только "Дай Дарогу!". К сожалению. Видимся теперь только на остановках или в магазинах.
Евген Крук: С нашим барабанщиком Игорем Гусевым контачим. Он нам помогал со съёмками клипа. Он сотрудничает с Вовой Ёдовым и полностью ушёл в фото-видео. Оставить группу ему пришлось, так как у него появился ребёнок и Игорь уже не мог так гастролировать вместе с нами.
Будем стараться выдавать ещё песни на белорусском языке
Еврорадио: Неожиданно на всех ваших афишах, промо-видео, анонсах появилась красная лента. Поговаривают, что вы тянетесь за модой, ловите волну, подсмотрели у тех же Brutto. Или с чем это связано?
Юрий Стыльский: Интересно! Наоборот, я как-то не замечал, чтобы где-то появлялась раньше эта красная лента. Чтобы её кто-то поддерживал. Наоборот, для меня было удивительно, что её вообще-то как будто похоронили где-то. И никто, кроме нас и не пытается её реанимировать...
Евген Крук: Так получилось, что Юра наконец созрел для песни на белорусском языке. Поэтому это всё просто хороший символизм, чтобы показать то, что мы раньше не говорили. Хотя бы так выражаем свою позицию.
Еврорадио: Ну, и насчёт белорусскоязычной песни. На "Даём рады" подарили вам словарь, пользовались им уже?
Юрий Стыльский: Я его полистал, ознакомился с ним, понял, что он такой довольно весомый, в нём очень много информации, далёкой от меня... но мне очень интересно. Ещё не пользовался, но, думаю, что в ближайшем будущем он мне понадобится.
Еврорадио: То есть продолжение истории о белорусскоязычных песнях "Дай Дарогу!" будет?
Юрий Стыльский: А почему нет?
Илья Терещук: Это был классный опыт и нам он понравился. Мы все очень долго работали над этой песней. К сожалению, у нас никто особенно не силён в белорусском языке. Мы можем как-то разговаривать, но...
Юрий Стыльского: Дрэннавата (улыбаются).
Илья Терещук: Но это всё же родной язык, поэтому мы к нему относимся с трепетом, и поэтому будем стараться выдавать ещё песни на белорусском языке.
Ілля Церашчук: Але гэта ўсё ж родная мова, таму мы да яе ставімся з трапятаннем, і таму будзем старацца выдаваць яшчэ песні на беларускай мове.
Мы, как слепые коты, без администрирования работали, а сейчас у нас плотные графики
Еврорадио: О чём мечтаете, чем увлекаетесь кроме музыки?
Юрий Стыльский: Мне нравится живопись, я ей занимаюсь параллельно с музыкой. Были в Киеве, я купил очень много красок. Думаю, что в будущем будет много приятных красивых картин.
Илья Терещук: У нас во время гастролей Юра выступает в роли искусствоведа. Он часто покупает книги с биографиями художников, даже зачитывает нам целые главы интересных фактов. Мы внимательно слушаем. В тех же поездах, иногда — среди ночи. Например, о том, что Ван Гог отрезал себе ухо. Очень интересно. А Евген, наверное, сначала хочет "Мерседес" докрасить.
Юрий Стыльский: Он уже склеил себе из двух один. Женя у нас автомоторист.
Евген Крук: Ещё и третий на подходе. Но цель всё же у меня главная — пробиться с группой ещё дальше. Нарабатывать контакты, связи, пытаемся проникнуть на новые фестивали...
Юрий Стыльский: Женя в этом смысле работает день и ночь. Администрирование группы, я понял, нелёгкий труд. Раньше думал, что это так: "Привет! Как дела? 250? Ну, нормально! Едем!" (Улыбается). А как выяснилось, там такой пласт работы. Нужно постоянно что-то записывать, конспектировать, вести целые талмуды в интернете...
Илья Терещук: Евген рассказывал, что его уже все кассиры на нашем вокзале знают. У нас же иногда большие маршруты, с большим количеством перемещений, пересадок. И кассиры просто уходят, когда его видят, говорят: "О-о-о! У меня обед, идите к другому кассиру!".
Еврорадио: А как оно было до администратора в группе?
Юрий Стыльский: Да как слепые коты без администрирования работали. Тогда не было и таких концертов, и поездок таких. Сейчас у нас плотные графики, мы все в поту каждую неделю. А раньше расслабляли батоны до такой степени, что приходил концерт и мы даже радовались. Сейчас приходит концерт, и это меня немного пугает. Мол, опять концерт? Я ведь даже ещё не отдохнул нормально, и набраться сил, а мы снова едем (смеётся).
Это мечта любого музыканта, стать эндорсером какой-нибудь компании и снять с себя проблему расходников
Илья Терещук: В общем, я мечтаю сделать собственную студию звукозаписи, чтобы у "Дай Дарогу!" не было необходимости в посторонних руках. У меня есть частный дом, и я бы хотел его переоборудовать под студию. Чтобы мы могли там чуть ли не жить. Так делают крутые американские команды. Очень много материала придумывается именно на студии, они там экспериментируют со звуком. А не дома делают заготовки, а потом несут их в студию и решают, что и где нужно переделать. Вот это моя основная мечта — сделать собственную студию...
Еврорадио: Вы стали эндорсерами, да?
Илья Терещук: Да! Я эндорсер тарелок TRX. Но с ними отношения тяжеловаты, потому что компания находится в Соединённых Штатах и доставлять сюда инструменты немного тяжеловато. Но в прошлом году... я редко участвую в конкурсах, потому что я немножко скромный... может, и зря, а может, и нет... Но в 2015 году я решил вылезти из ракушки и поучаствовать в конкурсе D'Addario. Они отобрали сто барабанщиков из СНГ, а из Беларуси только двух — меня и Кирилла Шевандо (бывший барабанщик J: Mopc, Ulis, "Сестра", музыкант Президентского оркестра, — Еврорадио). Для конкурса нужно было снять три видеоролика о барабанных пластиках Evans. Компания бесплатно выслала пластики и нужно было озвучить их плюсы и минусы. то есть это был такой тест-драйв новой продукции.
И с самого первого ролика мы с нашим фотографом Пашей подошли к делу очень ответственно. И когда конкурс завершался, я уже понимал, что нахожусь среди фаворитов. Поэтому мы поднажали и победили. Благодаря этому, познакомились с представителями корпорации D'Addario в России, от которых и поступило предложение стать первыми представителями компании в Беларуси. Сейчас мы проходим своеобразный тестовый период. Они мне выслали много барабанных палочек, а Юре целую коробку струн.
Юрий Стыльский: Два! Два блока струн. То есть с тем, как я играю, хватит на несколько лет (смеётся).
Илья Терещук: Думаю, это мечта любого музыканта, заключить контракт с какой-нибудь компанией и снять с себя проблему расходников: палочек, струн, медиаторов, комплектующих, запчастей и так далее. Потому что на это тратится много денег. Для меня каждая сломанная палочка — как удар по сердцу. Например, палочки стоят 12 долларов, а за концерт уходит пары две. А это уже немало.
На раз-два-три я не могу себя заставить писать песни
Еврорадио: Над новым альбомом работаете?
Юрий Стыльский: Руки не складываем, работа ведётся. Может, не очень быстро, но ближе к лету, в конце лета... следующего... может, что-то и будет. Или ещё через одно... один раз мы ждали три или четыре года, так что, не знаю.
Евген Крук: В среднем альбом у нас выходит раз в три года.
Юрий Стыльский: Просто, можно же выплёвывать эти песенки, сидя на унитазе очень быстро. Но я стараюсь делать так, чтобы от песни к песне слушатель переходил с удовольствием. Не хочу я писать просто так, чтобы написать.
Илья Терещук: Для всего своё время. Может так случиться, что мы в следующем месяце застрянем в студии и запишем альбом. Всё зависит от того, как у руководителя будет вдохновение. Когда я пришёл в группу, то были просто более или менее законченные идеи, которые мы за два месяца отрепетировали и сделали весь альбом.
Юрий Стыльский: То есть были песни, такие "скелетики". И вот на них мы за три месяца нарастили мяса. Но пока мы не спешим. Есть время на раздумья. Мы ещё этот альбом недопаковали.
Еврорадио: Кстати, Юра, а как ты пишешь песни?
Юрий Стыльский: Специально я ничего не делаю. Бывает, кто-то говорит: "Вот возьми про это придумай! А вот смотри, какая тема! А давай про сиськи, про деньги, про взятки". Я как будто проглатываю эту информацию, но вот так, на раз-два-три заставить себя не могу. Или вдохновение должно быть, или наоборот какой-то тупик. Как правило, у меня всё упирается в некий тупик, когда я уже без сил, когда понимаешь, что что-то здесь не то, тогда собираешься, берёшь себя в руки, садишься, думаешь, взвешиваешь, и рождается некое предложение, от которого пишется песня и уже приходит некое вдохновение.
А иногда бывает такой музыкальный период, что его невозможно остановить и проконтролировать. Оно само по себе, как ком катится. А иногда — и застой. Поэтому не могу сказать, что влияет на написание песен и сколько на песню нужно времени. Нет никакого клише, благодаря которому я скажу, что вот завтра будет хит.
Еврорадио: Юра деспотичный лидер в группе?
Илья Терещук: Он имеет право последнего слова. Мы можем долго обсуждать, как сделать. Участвует в этом и Женя, и фотограф Паша... Все принимают участие в обсуждении трека, вносят свои коррективы, но финальное слово всё равно за Юрой. Он же основатель коллектива и автор песен, мы только помогаем ему это всё исполнить.
Юрий Стыльский: Я прислушиваюсь к мнениям коллег, музыкантов, друзей. Поэтому не могу кидануть нормально, приходится иногда прислушиваться.
Илья Терещук: Ага! Юра, тут нужно бочку поменять! — "Хорошо-хорошо! Поменяем!" А потом концерт-презентация и "ой".