Фильммейкер: Большинство работ из Беларуси милые, но любительские
В Минске прошел фестиваль короткометражек “Cinema Perpetuum Mobile”.
Чем белорусский короткий метр отличается от иностранного, рассуждает член жюри Сергей Красиков
Подобный фестиваль в Минске проходил впервые. В нем участвовало 200 фильмов из 35 стран, из них - 50 произведений из Беларуси. В общей сложности организаторы презентовали. “Cinema Perpetuum Mobile” – первый фестиваль, который входит в более крупную базу фестивалей Withoutabox, который объединяет более 3 тысяч кинофестивалей и триста тысяч фильммейкеров. Одна из целей фестиваля – продвижение независимого кинематографа.
Еврорадио: Каков уровень фильмов, представленных на фестивале?
Сергей Красиков: Я был приятно удивлен качеством фильмов. Очень часто на кинофестивалях, на которые я езжу, количество фильмов, которые меня не трогают, значительно больше.
Еврорадио: А почему, по вашему, в этом году фильмы были лучшего качества?
Сергей Красиков: Фильмы не стали лучше, просто лучше был проведен отбор. Люди с фестиваля, наверное, получили несколько сотен заявок и выбрали лучшее. Хороших фильмов всегда делается много, вапрос в том – какие отбираются для показа на фестивалях.
Еврорадио: Главная проблема в этой области, по вашему мнению, в отборе фильмов?
Сергей Красиков: Конечно. За год короткометражных фильмов делается 5-10 тысяч по всему миру. Из них очень много хороших.
Еврорадио: А какие сложности у создателей таких фильмов?
Сергей Красиков: Одна из главных проблем – финансирование, потому что почти все короткометражные фильмы – это некоммерческие проекты. Но все равно они стоят достаточно много, чтобы сделать их качественно, нужно посвятить этому много времени и денег. Иногда даже очень хорошие фильмы страдают от неподготовленности актеров, от технических проблем.
Еврорадио: Кто может быть заинтересован в финансирования таких фильмов?
Сергей Красиков: Короткометражные фильмы - это часто визитка для режиссера. После нескольких успешных короткометражек, особенно в Америке, проще найти финансирование для полнометражных проектов. Для режиссеров это также способ оттачивания своего мастерства работы с актерами, работы с камерой, работы со сценарием. Можно назвать это учебными проектами, которые показывают, что режиссер знает, что делает.
Еврорадио: А для спонсора какой смысл помогать молодому режиссеру?
Сергей Красиков: Спонсоры делятся на две группы. Одни поддерживают из любви к искусству, и верят что общество без искусства – хромое и неправильное. Это лучшие спонсоры. Вторая часть – через спонсирование короткометражек создает пиар и рекламу себе. Например, кофе Illy очень много вкладывает в короткометражные фильмы, потому что он пытается создать таким образом круг потребителей кофе.
Еврорадио: Отличаются ли белорусские короткометражки от других? В чем наша специфика?
Сергей Красиков: В таких странах, как Польша, Чехия, Россия, более развиты позиции кинематографа и более сильные киношколы и их больше. Поэтому чисто технический уровень и уровень актерского мастерства оказался выше, если судить по той подборке, которую я видел. Был один белорусский фильм, который мне очень понравился, который был снят на высоком уровне и с технической стороны и с актерской, и непредсказуемость сценария, и внутренний юмор. Он называется “Сумерки”. Он конкурентоспособен. Некоторые другие были милые, но сделаны очень по-любительски. Хотя все когда-то начинают. И режиссер, который сделал любительский фильм с любовью, следующий фильм сделает уже на высшем уровне. Было несколько фильмов с хорошей идеей, хорошей работой с актерами, но с недостаточными ресурсами, чтобы быть кинематографически интересными.