Гендерные стереотипы в школьных учебниках: место мамы на кухне, отца — на работе
Школьные учебники для начальных классов в Молдове изображают гендерные стереотипы, считая, что место матери на кухне, а отца — на работе; это отрицательно влияет на детское восприятие роли женщин и мужчин. В публикации «Suntparinte.md» проанализировано 18 учебников («Abecedar», «Букварь», учебники румынского, математики и английского языка для школ с обучением на русском и румынском языках) и нашли более 300 изображений, которые нарушают гендерное равенство, пишет ZDG.
Пытаясь выяснить, кто несет ответственность за распространяемые в учебниках стереотипы (в то время как еще в 2006 году был одобрен закон, который предусматривает, что государство должно обеспечивать и содействовать обеспечению гендерного равенства, предотвращая и ликвидируя все формы дискриминации по признаку пола), издание отмечает, что у Министерства просвещения, культуры и науки нет структуры, отвечающей за оценку учебников с точки зрения гендерного равенства, и этому вопросу нет руководства для авторов учебников, а ответственные перекладывают свою работу.
«Равенство женщин и мужчин означает равные права, возможности и обязанности для каждого из женщин и мужчин во всех сферах общественной и личной жизни. Обеспечение равенства между женщинами и мужчинами — это важный элемент в воспитании уважения к роли права в защите прав человека, обеспечении верховенства закона, экономического роста и устойчивого развития общества в целом», – говорится Стратегии по обеспечению равенства женщин и мужчин Молдова за годы 2016-2020. Цели стратегии звучат красиво, но отличаются от реальной ситуации и содержания учебников, оплаченных за счет государственных средств.
Проанализировав 18 учебников, журналистка «Suntparinte.md» обнаружила, что гендерные роли патриархального общества сохраняются и сегодня: женщины заботятся о доме и детях, в то время как мужчины — это главы семей и главные «кормильцы».
«Мать изображена на картинках как домохозяйка, но интеллектуально пассивная, в более слабой по сравнению с мужчиной позиции. У мамы есть несколько основных дел: стирать, гладить, поливать растения, заботиться о детях или готовить еду на кухне. Например, в учебнике румынского языка для четвертого класса блок «На пути терпения, трудолюбия и усердия» сопровождается изображением женщины (возможно, матери), в платке и фартуке у таза для стирки, а рядом с ней на веревках висит одежда (четвертый коллаж на изображении ниже). О том, чтобы ходить на работу, — ни слова. Отсюда следует, что место женщины — дома, рядом с кастрюлей и детьми», – сказано в источнике.
В то же время мужчины изображены как люди, которые обеспечивают семейный бюджет. Фотографий, на которых мужчины и мальчики находятся на кухне и помогают с домашними делами или разговаривают с детьми, очень мало.
«Чаще всего, отец носит рубашку, галстук и брюки (дома он никогда не носит халат, в отличие от матери). На изображениях он работает за компьютером, приходит домой с продуктами, идет/приходит с работы, играет в шахматы или рыбачит с сыном (ни на одной фотографии отец не рыбачит и не играет в шахматы с дочерью!), показывает детям местоположение стран, играет на гитаре, читает газету (всегда в кресле!)», – отмечает издание.
Ольга Быткэ, координатор проектов Центра Ресурсов по Правам Человека (CReDO), отмечает, что в настоящее время «ни учителя, ни министерство (Министерство просвещения, культуры и науки, — прим. ред.) не заботятся о правах детей».
«Сейчас у меня пока нет ответа по этому поводу, я не уверен, что перед авторами были поставлены задачи учитывать гендерный вопрос. Министерство издает приказ, издатели участвуют вместе со своими авторами. Мы ставим условия только для учебников. Конечно, в ближайшее время министерство ответит на это», – сообщила Валентина Круду, руководитель Дирекции среднего образования Министерства просвещения.