Поможет ли оппозиции завоевать доверие людей смена галстука на бабочку?
Согласно опросу НИСЭПИ, оппозиции сегодня не доверяет почти 65% опрошенных. Что может это изменить, выясняет Еврорадио у политиков и политологов
Что касается ребрендинга, то оппозиция его время от времени проводит. Вот, к примеру, лидер Партии БНФ Алексей Янукевич пару недель назад сменил галстук на бабочку. Но ни на какие другие изменения или ребрендинг партия не согласна и не считает их нужными, уверяет заместитель председателя партии Рыгор Костусев.
Алексей Янукевич
Рыгор Костусев: "У нас на съездах проходили избрания новых председателей, на базе БНФ было создание новых партий или организаций, но если мы изменим название, то это приведет только к тому, что партию начнут забывать. Положительный бренд БНФ именно в его названии. Что касается остальных каких-то изменений, то нас и уважают за то, что позиции теми же остаются — какими они были в 1994 году, такие они и в 2014".
В названную НИСЭПИ цифру политик не верит — говорит, что люди просто боятся говорить правду. И утверждает, что на самом деле оппозиции не доверяет лишь около 30% белорусов — искренних сторонников нынешней власти. И считает, что партия должна работать, не обращая внимания на результаты различных опросов.
Рыгор Костусев
В 2009 году Партия коммунистов Белорусская уже провела ребрендинг — изменила название на "Справедливый мир", вспоминает заместитель председателя партии Валерий Ухналев. И определенные положительные результаты от этого были.
Валерий Ухналев: "Вот мы провели ребрендинг и название изменили — это дало положительный эффект, у нас появились новые люди. Сразу после смены названия их стало больше, и теперь они появляются, но меньше. Это тоже влияет — и смена названия, и лидера, но, мне кажется, не на первом месте".
Лидер партии "Справедливый мир" Сергей Калякин
Приведенные НИСЭПИ цифры политик считает реальными — именно столько людей оппозиции не доверяет. Но недоверие это оттого, что люди просто не знают, кто что предлагает, какие у оппозиции идеи. И если донести их через телевидение возможности нет, то нужно идти с ними "в народ". А что же последние 20 лет — не ходили или не смогли донести?
Валерий Ухналев: "Если бы у нас было радио-телевидение, это был бы другой вариант. А так мало ходили, надо идти, говорить, разбрасывать листовки с информацией... Да — недостаточно все это постоянно делали!"
Валерий Ухналев
Объединенная гражданская партия уже много лет ничего не меняла — ни названия партии, ни лидера, ни даже его имиджа. А все потому, уверен заместитель председателя партии Лев Марголин, что оппозиции не доверяют, ничего не поможет. Даже самороспуск оппозиции ей не поможет, поскольку "оппозиция — это не организация, а совесть человека". Не верит политик и в то, что доверие людей сможет завоевать новая сила. Хотя она и будет всеми средствами "открещиваться" от оппозиционности.
Лев Марголин: "Любая сила, которая будет стремиться говорить с народом, стремиться доносить до него какие-то правдивые слова, будет автоматически ассоциироваться с оппозицией. И вся государственная машина будет стремиться это сделать. Поэтому я не вижу возможности для появления некоей третьей силы".
Лев Марголин
И повторяет слова Ухналева о необходимости "идти в народ" и Костусева о "работать и не обращать внимания".
Провести полный ребрендинг, со сменой лидеров, названий и лозунгов, для оппозиции было бы очень полезно, уверен политолог Андрей Казакевич. Другое дело, что далекие от политики люди если и хотят каких-то изменений в стране, то не хотят, чтобы их привносила оппозиция.
Андрей Казакевич: "Для большинства белорусского общества важно, чтобы эти перемены осуществили сами власти. Чтобы сама власть немного обновилась, пришли новые люди и начали реформы. У людей есть ощущение, что это более безопасный и менее рискованный вариант. Они считают, что приход к власти людей, которые последние десятилетия не были включены в государственную систему, может привести к какой-то дестабилизации, к украинскому сценарию".
Тем не менее, чтобы расширить свою аудиторию, эксперт советует оппозиции больше внимания уделять электронным СМИ и постараться перестать быть "радикальным оппонентом власти по всем вопросам". Хотя бы на уровне риторики.
Если оппозиция соглашается с властью, то зачем тогда нужна такая оппозиция, задает риторический вопрос политический обозреватель Валерий Карбалевич. И соглашается с Марголиным в том, что никакие ребрендинги не повысят доверия людей к оппозиции.
Валерий Карбалевич: "Если утрачено доверие к власти, тогда население готово смотреть: "А что там на другой стороне, что может предложить оппозиция?" Пока же доверие к власти существует и население удовлетворено, то в другую сторону оно даже не смотрит. И что бы ни делали лидеры оппозиции — переодевались ли, меняли ли название или руководителей — это мало поможет".
Валерий Карбалевич
Любую новую партию "Мы — не оппозиция" власти быстренько в оппозицию запишут, а народ послушает и распространит на нее свои 65% недоверия. И изменить это, говорит Карбалевич, может только глобальный белорусский экономический кризис. Но это уже от оппозиции не зависит.
Фото: Змитера Лукашука, из социальных сетей