Проект Kazalpin презентовал минчанам свою историю
Музыканты сыграли теплый концерт перед началом холодной зимы.
В последний осенний и грустный для белорусов день в Минске прошла презентация альбома “East Side Story” белорусско-швейцарского музыкального проекта Kazalpin. Возможно, атмосфера этого дня заставила музыкантов из громкой презентации сделать тихий и душевный концерт, в котором сплелись белорусская печаль и швейцарское сострадание. Интернациональный этно-джаз, который делает наше вокальное трио “Акана” и швейцарский Albin Brun Alpin Ensemble, тем не менее, не оставил безразличными ни випов, которые пришли послушать хорошо распиаренный проект, ни родственников музыкантов, ни просто зрителей.
“Я не могу сказать, что это что-то новое, но то, что происходит на сцене – нравится, - делится впечатлениями посетительница концерта. - Нравятся голоса, нравится музыка, атмосфера, нравится, как подают, комментируют, рассказывают на белорусском языке…”
Соседка добавляет: “О существовании этой группы до исх пор я даже не подозревала. Сегодня услышала впервые. Голоса оставили незабываемые впечатления. Для меня это открытие”.
Не скрывает восхищения услышанным друг вокалистки “Аканы” – Руси – известый блогер, предприниматель и тусовщик Андрей Кабанов.
Андрей Кабанов: “У музыки нет национальностей. Коллектив – взрослые люди, играют, чувствуют себя на сцене… Приятно слушать, приятно быть рядом. Горжусь знакомством. Хожу, слежу, слушаю… В автомобиле слушаю. Жаль, что не слышно по радио и по телевизору нашему. Я в восхищении: профессионалы на сцене, профессионалы в жизни”.
Музыканты и музыкальные знатоки, правда, восприняли Kazalpin не настолько однозначно. Культуролог и критик Максим Жбанков видит в музыке проекта слишком много компромиссов.
Максим Жбанков: “Я очень уважаю музыкантов, но, как для меня, вариант получился немного компромиссным. Потому что, с одной стороны, нет джазовой свободы – это все-таки довольно просчитанный джаз, компромиссный, он как бы подчиняется музыкальной линии вокальной, он в этом плане дисциплинирован. А дисциплинированный джаз – это не живой джаз. С другой стороны, как мне кажется, этнический вокал тоже себя чувствует как-то не совсем комфортно в этом звуковом дизайне именно джазовом. Для меня, как ни удивительно, тут, наверное, слишком много музыки. При том, что порознь, и то, и то чрезвычайно интересно. А вариант получился вроде взаимного соглашения. Ну, на четверочку из пяти”.
Для музыканта Сергея Пукста Kazalpin – это исключительно этап развития “Аканы”.
Сергей Пукст: “Я рассматриваю проект не с точки зрения развития всей белорусской музыки, а с точки зрения развития коллектива “Акана-NHS”. Да, стало интересно. Единственное, возможно, что есть небольшой оттенок свободы и возможно, какой-то музыкальной произвольности, которую хотелось бы еще как-то усовершенствовать”.
Лидер “Drum Ecstasy” Филипп Чмырь более кардинален в своем видении проекта.
Филипп Чмырь: “Сказать честно, я в очень большой печали, и концерт очень нудный. Если не учитывать Акану – она интересная, но этот джаз, который уже 150 раз перееден – это ничего нового и это очень нудная музыка. То есть, Акана не выиграла от этого союза, а, по-моему, просто проиграла. Даже куски с Аканой с таким аккомпанементом нудно было слушать”.
Преподаватель Университета культуры и искусств, руководитель ансамбля “Грамніцы” Владимир Зеневич видит в проекте слияние близких культур.
Владимир Зеневич: “Сочетание стилей – это тенденция, которая продолжается не одно десятилетие. В Беларуси – так десятилетия три. Это новое в том смысле, что тут идет сочетание народной песни и джазовой культуры – двух традиций, которые близки с одной стороны, да? Потому что джаз имеет импровизационный характер, и фольклор, конечно, тоже – это его сама суть”.
К сожалению, будущее проекта Kazalpin неизвестно, однако, безусловно, его возникновение обогатило не только белорусскую и швейцарскую культуру, но и подарило ряд ярких композиций – грустных и радостных, на радость людям.