Юрист Сушко: Эффективность общественных жалоб очень низкая

Власть обязана и будет заботиться в нашей стране о гражданах, но и люди не должны злоупотреблять таким отношением со стороны государства. Такое мнение высказал журналистам заместитель премьер-министра Анатолий Тозик.

По его словам, нередко бывает, когда одни и те же граждане десятки раз приходят на прием к чиновникам, хотя уже известно, что у них отсутствуют основания для требований. Иногда на приемы каждый четвертый или пятый посетитель приходит по принципу "я их все равно достану". В таких ситуациях власть должна поступать более жестко, считает вице-премьер.

По этому поводу Еврорадио обратилось за комментарием к Андрею Сушко.

Еврорадио: Имеют ли право обычные белорусы обращаться к чиновникам несколько раз в месяц, в год или есть какие-то ограничения?

Андрей Сушко: "Теоретически, если человек прошел процедуру обжалования первой инстанции, второй в рамках исполнительной власти, не в суде, и ему дали ответ, если он жалуется и не приводит никаких новых аргументов, то чиновник имеет полное право прекратить переписку на основании того, что вопрос был рассмотрен. Это формально. Зная, как работает система исполнительной власти в Беларуси, я могу сказать, что эффективность таких жалоб, обжалования очень низкая".

Еврорадио: Как тогда добиться правды, есть ли выход?

Андрей Сушко: "Есть механизмы. Я советую обжаловать какие-то вещи людям в суде. В рамках Гражданско-процессуального кодекса есть процедура, когда человек может подать жалобу на действие чиновника или должностного лица, или на действие либо  бездействие даже органа. И в суде, когда публичное разбирательство, когда вызываются стороны, уже легче добиться какой-то истины. В суде в этих случаях свою правоту должен доказывать госорган или чиновник. Они должны доказать, что они делают правильно, а вы должны просто прийти в суд".

Еврорадио: Вы знаете такие случаи, когда люди обжаловали решения, например, госорганов в суде и выигрывали?

Андрей Сушко: "Да. Был недавно случай с парнем, которого исключили из вуза. Он это обжаловал  
  и его восстановили. Есть такие случаи. Даже в рамках нашей ситуации в Беларуси  это мизерные случаи, так как не работает судебная власть. Нет института, который вершит правосудие. Но иногда эти вещи работают".

Еврорадио: Сколько чиновники должны рассматривать жалобу по времени? Когда они должны ответить и должны ли они отвечать вообще?

Андрей Сушко: "Человек, который не согласен с действием любого чиновника или госоргана, может в произвольной форме изложить свою претензию и отправить ее на адрес этого органа. Жалоба или предложение должно содержать очень простые вещи: адрес человека, имя, фамилию, суть проблемы, предложение, подпись, дату и адрес органа, куда он этим направляет. По закону "Об обращении граждан" в течение месяца они должны рассмотреть это и дать письменный ответ. Если требуется дополнительная проверка, могут рассматривать два месяца, но все равно в течение первого месяца они должны вас проинформировать о том, что проводится дополнительная проверка и ответ придет через два месяца. В Минске есть такая практика Мингорисполкома, что подчиненные Мингорисполкому органы рассматривают в течение 15 дней. И если человек получает ответ, он чаще всего имеет право обратиться с жалобой в суд в рамках специальной процедуры, о которой я говорил".

Последние новости

Главное

Выбор редакции