В каких случаях банк вернёт украденные с карточки деньги, а в каких — нет
Несмотря на новую обязанность банков, возвращать украденные с карточек деньги, есть случаи, когда клиенту ничего не компенсируют и могут подать в суд.
В Беларуси ввели так называемую нулевую ответственность для владельцев пластиковых карточек. Теперь, когда у вас украли деньги с карточки, то вы можете в течение 30 дней обратиться в банк, и деньги вам вернут за 45 дней, если их украли в Беларуси, и за 90 дней, если это случилось за рубежом.
"Добросовестных граждан принцип нулевой ответственности, безусловно, защищает. Но на самом деле, ответственность владельца карточки никто не отменяет, и она будет учитываться в спорных ситуациях. В любом случае, в оговорённый срок в этом постановлении банк будет возвращать деньги клиенту. Если вы в течение 30 дней составили заявление, что деньги несанкционированно списали. Но в любом случае, будет уголовное дело и расследование, и если в результате будет обнаружено, что клиент не выполнял договор или намеренно передал карточку, чтобы обмануть банк, то банк будет иметь право вернуть средства и подать в суд на клиента, который смошенничал", — объясняет пресс-секретарь системы "БелКарт" Марина Роман.
Понятно, что сейчас многие банки начнут пересматривать свои договоры с владельцами платёжных карточек. И многие банки уже начали прописывать обязанности клиента, поясняет пресс-секретарь Нацбанка Александр Тимошенко.
В Альфа-банке уже появились поправки в соглашения. В принципе, ничего уникального в них нет и очевидно, что подобные изменения будут и в других банках. Хотя каждый банк может реагировать на нововведение по-своему.
Так, банк может отказать клиенту в возврате денег, если тот нарушил сроки подачи заявления и нарушил порядок использования карточки: не выполнял рекомендации и не принял меры для блокировки.
Клиент обязан:
— Обеспечивать, чтобы карточка использовалась только держателем и никому другому не передавалась,
— При совершении операций в организациях торговли (сервиса) и банках контролировать пребывание карточки в его поле зрения,
— Не передавать карту или реквизиты организациям торговли (сервиса) и банкам для проведения операции с использованием карточки, если есть сомнения в их надёжности, а также никому не передавать карту или реквизиты в любых других случаях,
— Хранить карточку и реквизиты в надёжном месте, недоступном для других лиц. ПИН рекомендуется запомнить или зашифровать, а конверт и вкладыш с ПИН уничтожить,
— Использовать для проведения операций карточки с микропроцессором (чипом),
— Подключить к карточке один или несколько видов оповещений (смс или по e-mail),
— Увеличивать лимиты по операциям с карточкой только на период, необходимый для совершения соответствующих операций.
Есть универсальные правила, которые банк должен объяснять клиентам, говорит пресс-секретарь "БелКарт" Марина Роман.
"Если вы не подключили смс-банкинг, то вы рискуете. Нужно для различных целей использовать разные карточки. Не передавать карточку третьим лицам. Например, официант в кафе не может уносить вашу карточку. Так не должно быть, вам должны принести терминал либо вас отвести к нему".
Также клиент банка должен заблокировать карту, как только узнает о её несанкционированном использовании. Так, если сообщение о пользовании карточкой пришло с 7:00 до 0:00, карточку нужно заблокировать в течение часа, если сообщение о снятии денег со счёта пришло с 0:00 до 7:00, то не позднее, чем в 8 утра.