Никита Васильев: Я буду Кайл Маклахлен. И буду писать модноту

Никита Васильев, он же (((О))), заехал к нам по пути на Vilnius Music Week. Говорит, что источник нечитабельного названия (((О))) лежит в его любимой игре Silent Hill. А (((О))) — это четыре магических круга, вписанных один в другой. Такая вольная интерпретация “нимба солнца” из игры. А ещё Никита подумывает сменить название своего “непоймичего”, которое в придачу ещё и не гуглится. Но зато эффектно выглядит на фоне других названий.

Если не работать, как все нормальные люди, хочется хотя бы музыкой зарабатывать

Еврорадио: Два года назад ты причислял свой проект к андеграунду. Твою музыку знали в основном за рубежом. И ты играл мало концертов в Беларуси. Теперь ты выпускаешь успешные альбомы. Считаешься надеждой белорусской электронной музыки. То есть, на твою музыку начали реагировать?

Никита Васильев: Да, наконец-то!

Еврорадио: И ты теперь не в андеграунде?

Никита Васильев: Да нет. Всё ещё там же, где и был. Ничего особо не изменилось. Почти никаких денег я не получил за то, что выступаю где-то. Единственные, кто мне честно заплатил, это Akute: за выступление у них на разогреве. Ну, девочки стали меня любить — вот что изменилось за эти два года (смеётся).

Еврорадио: И всё же когда в музыке заканчивается андеграунд?

Никита Васильев: Когда проект начинает хорошо оплачиваться — это первый тревожный звоночек. Когда человек живёт не в достатке, а имеет среднестатистический доход, то он, собственно, и музыку такую пишет. А когда появляется сверхдоход, мне кажется, меняется сознание человека, и музыка становится другой. Здесь играет роль финансовый успех. С этого начинается выход из андеграунда.

Еврорадио: А ты сам стремишься выйти из андеграунда и стать финансово успешным музыкантом?

Никита Васильев: Конечно, очень хотелось бы. Потому что в Гомеле найти работу сейчас очень тяжело: нужен обычно человек с высшим образованием либо девушка. Я, к сожалению, не девушка, и высшего у меня тоже нет, потому что в своё время мне не понравилось учиться в университете, и я ушёл оттуда, о чём сейчас жалею. И если не работать, как все нормальные люди, хочется хотя бы музыкой зарабатывать. То есть, я не имею ничего против мейнстрима, и свою музыку планирую именно в этом ключе развивать, делать её более общедоступной и менее замкнутой на моих каких-то переживаниях. Мне хочется сейчас делать что-то околоклубное. Потому что тяжело выходить на сцену и играть то, от чего сердце болит, что вызывает сразу кучу воспоминаний. Надоело переживать и страдать.

Никита получает премию Experty.by за лучший альбом 2013 года по мнению зарубежных критиков

Я скоро буду Кайл Маклахлен

Еврорадио: “Forever I Am” — твой предыдущий альбом-автобиография. По версии иностранных экспертов на премии Experty.by он стал альбомом 2013 года. В нём ураган эмоций. Но чаще мрак и меланхолия. Почему твой герой — это ты сам?

Никита Васильев: Я с детства был склонен к самоанализу, к самокопанию. Я провожу время чаще сам с собой, чем с людьми. Мне надо много личного пространства. И мне с собой интересно. Возможно, поэтому я свои переживания в музыку и перекладываю. Правда, заготовочки моего альтер-эго уже появились. Я сделал из своей зимней шапки балаклаву. Зашил ей рот, этой балаклаве, и однажды выступил в ней. Назвал эту маску Кайл Маклахлен, в честь актёра, который снимался в “Твин Пиксе”, и вообще в куче хороших фильмов. Ну вот, я Кайл Маклахлен буду скоро, судя по всему (смеётся). Если эта идея получит жизнь, если людям понравится, то почему бы в маске не повыступать? Тем более, фотографии получаются куда более удачные (смеётся). Потому что когда я выступаю, начинаю крутить свои ручечки, давить кнопочки, у меня очень дебильное лицо получается. А в маске я выгляжу куда более выгодно. Альтер-эго появится, я думаю, и музыка будет не обо мне, и не о моих никому не нужных переживаниях.

Еврорадио: Кстати, “Fоrever I Am” музыкальный критик Татьяна Замировская назвала “совершенно белорусской электроникой, где всё устроено так, как мы любим и привыкли”.

Никита Васильев: Так я же здесь родился! Я люблю свою страну. Я бы тут изменил, конечно, многое (смеётся). Но как-то можно с этим со всем смириться, это такая отличительная черта всех белорусов, притерпеться. Белорусский, так белорусский!

Еврорадио: Летом вышел твой последний альбом “Motherland”. Он о внутренней родине и о трагедии человеческой души. Боже, неужели всё так плохо?! Ты же такой молодой!

Никита Васильев: (смеётся) Да нет! На самом деле, у меня всё замечательно! Я не такой печальный и унылый, как может показаться. Не знаю, почему, но с самого детства я вот такой вот человек. Первая книга, которую я прочитал, был сборник рассказов Эдгара По. Мне дико понравилось. А у него же не очень такие жизнерадостноые истории. Там постоянно кого-то заживо хоронят и т.д. Я Silent Hill люблю, я очень люблю Дэвида Линча, это вообще мой самый любимый режиссёр. Блэк-метал люблю. Я не могу слушать что-нибудь дико жизнерадостное, что предлагает MTV-формат. Я, естественно, шуточки отпускаю по поводу и без повода, и радуюсь жизни. Но просто если уже делать музыку, то надо писать о чём-то более трагичном, более достойном. Это как Тарковский говорил, что в жизни есть гораздо более важные вещи, чем счастье. Я с ним не до конца, но где-то наполовину согласен, что помимо этой счастливой стороны, надо ещё рассматривать печальки, копаться в них, доставать это всё на поверхность, страдать на публику и т.д.

Если бы не музыка Акира Ямаока, половина Silent Hill пошла бы в жопу

Еврорадио: Насколько точно современная электронная музыка может передать трагедию человека?

Никита Васильев: Может. Тут всё зависит от человека, который пишет эту музыку. Не важно, в каком это стиле, может быть, он поёт, играет на цымбалах или стучит в барабан. Ведь, по сути, даже для барабанов можно создать очень эмоциональное произведение.

Еврорадио: Некоторые люди воспринимают электронную музыку как набор звуков. Часто ли электронные музыканты занимаются подобным твоему “самокопанием”? Кто это делает очень хорошо, на твой взгляд?

Никита Васильев: Акира Ямаока — японский композитор, который написал музыку, в том числе, и почти для всех частей игры Silent Hill. И начиная с первой части, с этого нойза-индастриэла, и до последних частей — это просто гениально! Если бы не эта музыка, половина Silent Hill пошла бы в жопу. Не был бы Silent Hill Silent Hill-ом, если бы не его музыка. Из всей музыки в целом Ямаока — один из самых ярких композиторов, способных затронуть что-то глубинное, всколыхнуть, заставить подумать, посидеть, посмотреть вдаль. Есть ещё англичанин Бериал. Он делает геридж. Все его знают у нас. Ну, вот у него тоже достаточно эмоциональная музыка. Но я его не люблю.

Еврорадио: Почему?

Никита Васильев: Не моя струя, так сказать. У него какие-то страдания не такие (смеётся). Я музыку рассматриваю по двум критериям: либо она мне нравится, либо не нравится.

Даже в Гомеле появились пацаны в лосинах

Еврорадио: Также принято думать, что в электронной музыке каждый день возникает новое направление. Что сейчас актуально? И насколько ты используешь что-то актуальное в своей музыке?

Никита Васильев: То, что актуально, я вообще никогда не использовал в своей музыке, это моя беда, в общем-то. Что я и хочу исправить. А насчёт актуального… Полгода назад вот был trap — это южный хип-хоп. Он в разные годы по-разному назывался: кранк, южный хип-хоп. Сейчас, внезапно, trap. То, что сейчас мы знаем, как trap, это смесь EDM-музыки, то есть, танцевальной, с классическим баунсом. Вот эта смесь и была актуальна. Она собирала большое количество людей в Питере и Москве, и вообще, где угодно. Даже в Гомеле появились пацаны в лосинах, длинных майках, кепках, хоть всё это очень плачевно выглядело, но тем не менее. Но теперь это вроде всё пошло на спад. И чтобы все сходили с ума по какому-то новому стилю электронной музыки, такое не наблюдается. Наверно, продюсеры затаились и ждут нужный момент, чтобы выпалить что-то новое.

Музыканты наши сидят в своих гаражах и думают, что им не надо ничего делать, чтобы о них узнали

Еврорадио: Смотри, в Минске, например, постоянно проходят какие-то клубные вечеринки и фестивали, на которых играют наши же музыканты. К тому же, они постоянно издаются на иностранных лейблах. Но ниша электронной музыки у нас по-прежнему не заполнена. В чём же дело?

Никита Васильев: Потому что они на этих своих лейблах издаются и всё! Где эти альбомы выходят? Если печатает его какой-нибудь японский лейбл, то, по всей видимости, в Японии альбом в основном и распространяется. В этом-то и беда! Музыканты наши, а это беда всех, не только электронщиков, как мне кажется, сидят в своих гаражах и думают, что им не надо ничего делать, чтобы о них узнали. Все их заметят. Все придут. Все журналисты сразу захотят взять у них интервью. Их позовут на все концерты. И сразу у них будут деньги не только за выступление, а даже за то, что они в магазин за хлебом вышли. Ну вот не будет такого! Особенно в этой стране! У нас и так тут с шоу-бизнесом всё хреново. И надо давать о себе знать. А они сидят, ну вот, Grаn+, в частности. Насколько я знаю, он в одном минском клубе засел и за его пределы почти не выходит. В этом-то вся и проблема! Музыканты, может, и есть. Они записывают свои величайшие произведения и могут потягаться с любым электронщиком. Но если они никому не известны, то они никому не известны.

Еврорадио: А ты сразу решил о себе заявить?

Никита Васильев: Я сидел и смотрел фильм Дэвида Линча “Голова-ластик”. Потом друг сразу после этого сбросил мне Вконтакте очень психоделическую песню группы “Контейнер”. И вот после этого на меня снизошло озарение, что я должен заняться музыкой. И когда я сделал свои первые демки, то услышал, что это не есть хорошо. Мне ещё надо очень и очень работать над собой. Вот, собственно, я сам с собой договорился в тот день, что когда я сделаю что-то, что не стыдно будет показать кому-то, тогда я начну давать о себе знать. Но да. Я изначально хотел, чтобы кто-то это послушал. Будет, конечно, громкое сравнение с Егором Летовым, но у меня взгляды на музыку, как у него. Он говорил, что его музыка — это маячки по нахождению своих людей. То есть, я выпустил песню, она куда-то ушла. И такой, как я, её услышит. Вот сначала у меня было такое отношение к своей музыке. Потом я понял, что хватит заниматься самокопанием и унылым говном. А пора бы уже дела делать, а не страдать.

Если бы я когда-нибудь написал хип-хоповый биток, и какой-нибудь Лил Уэйн или Тайга тот же взяли его, я был бы счастлив

Еврорадио: Ты пишешь и записываешь музыку сам в домашних условиях. А хотел бы, чтобы кто-то другой свёл твою музыку?

Никита Васильев: Да! Если он это сможет сделать более качественно, то я жду этого момента как второго пришествия (смеётся)! Потому что я уже задолбался, честно! У меня нет никаких условий для того, чтобы заниматься музыкой. Я, слава богу, наконец-то купил себе ноутбук в 2014 году с двумя ядрами в процессоре — о-о-о, поднялся (смеётся). Когда уже у всех 4 ядра, у меня два только! Но суть в том, что этот ноутбук меня хоть как-то вытягивает. Я сейчас пишу на нём. Он мне даёт развернуться. Раньше если я добавлял на своём старом компьютере на один синтезатор больше, всё начинало пердеть, хрипеть, тормозить — это было просто ужасно. В любом случае, да, я жду того, кто может свести мою музыку.

Еврорадио: Мечтаешь издаться на каком-нибудь суперкрутом лейбле?

Никита Васильев: Есть лейбл, который мне нравится — Young Money в Америке. Он работает в основном с хип-хоп артистами — Лилом Уэйном, Дрейком, Ники Минаж… Вот если бы я когда-нибудь написал хип-хоповый биток, и какой-нибудь Лил Уэйн или Тайга тот же взяли его, я был бы счастлив. У меня есть такая мечта. Но для этого надо ну совсем модноту делать! Потому что то, что я сейчас делаю, им не нужно. Вот с ними я бы посотрудничал. Ну, сейчас же интернет есть у всех. Зачем с кем-то сотрудничать, ограничивать себя рамками каких-то контрактов, если можно выложить всё и иметь успех уже из этого? Конечно, надо чтобы кто-то помогал. Концерты помогал устраивать. Но прямо чтобы с каким-то лейблом, типа — уау, хочу на Universal, нет, не хочу!

По телевизору была передача “5х5”, я дико её любил, но только “Куклы” меня там и зацепили

Еврорадио: Гомель — мекка белоруского метала. Насколько сейчас это соответствует реальности? Как проходит музыкальная жизнь города?

Никита Васильев: Метал всё ещё жив! К сожалению (смеётся)! Потому что это такой метал, который не надо, чтобы был. Наш метал застрял на уровне 2007 года — метал-кор, дэз-кор и какой-нибудь пивной хеви-метал: Ножик из Gods Tower всё ещё трясёт хаером, оголяет сиськи на концерте и кричит, что хеви-метал жив! Это всё, что у нас есть. Вот Паша Павлихин, гитарист “Расты”, был очень видным деятелем в своё время. Но сейчас у него ресторанный бизнес. И он ушёл полностью из этого всего, если не считать, что он сдаёт репетиционную точку. Ну вот. У нас всё осталось там, в том же болоте, где оно изначально и было. И сказать, что в Гомеле появилось какое-то количество новых интересных исполнителей, пускай даже небольшое, нельзя, потому что они тупо не появились. Есть у меня знакомые Cat Riot, с которыми мы выступали дважды в Минске в “Граффити”. Вот в первый раз их как-то восприняли хорошо, это было весело и круто! А во второй раз, когда я презентовал свой альбом, во-первых, пришло мало людей, во-вторых, они все сидели за столиками и не хотели танцевать. А я на них ругался со сцены. А когда на сцену вышли Cat Riot, люди просто встали и ушли. Группа делает интересный хип-хоп, хотя им, конечно, надо над собой работать. А так, у нас там всё очень плохо обстоит с музыкой, на мой взгляд.

Еврорадио: А в целом, в белорусской музыке как обстоят сейчас дела, как тебе кажется?

Никита Васильев: Намного лучше, чем было (смеётся). Вот я когда маленький был, я хотел слушать что-нибудь наше, потому что я же здесь родился. Но я ничего, кроме группы “Куклы” не мог слушать. Мне ничего больше не нравилась. По телевизору была передача “5х5”, я дико её любил, но только “Куклы” меня там и зацепили. Я смотрел и очень печалился, что неужели всё так плохо? Мне вот не нравится весь этот наш БНФ-рок. Я не имею ничего против оппозиции, я могу частично разделить их взгляды, но петь песни такой направленности я бы не стал. Я вообще не люблю политизированную музыку за исключением Rage Against the Machine. А наша музыка либо политизированна до каких-то абсурдных степеней, либо шуточная, типа группы The UNB.

Наконец-то появились Akute, и я счастлив! Я счастлив, потому что это то, что я могу послушать. Там в меру всё печально, и в меру не печально, и модно, и стильно, и молодёжно. И вокалист мужественный и красивый, загадочный басист, который пишет тексты, и простой белорусский хлопец Паша Филатов, который стучит на своих барабанах и ничего больше ему не нужно. У них есть всё. Это замечательная группа, на мой взгляд. Ещё Clover Club делали действительно что-то хорошее, но я вот узнал недавно, что они распались. Bosae Sonca мне нравится. Не все песни, конечно, но половина так точно. Алесь Зайцев, я считаю, очень недооценённый с хорошим потенциалом вокалист. Вот мы с ним сделали одну совместную песню. И мне кажется, что он может спеть ещё лучше. Мы с ним договорились, что когда я напишу материала на ЕР, он будет у меня штатным вокалистом. И как я мог забыть! Ещё The Toobes — наше всё! Вот четыре группы, которые мне действительно нравятся. Ещё есть электронщик, но он пишет хип-хоп, причём, этот новомодный EDM-trap, под который “локтями” все танцуют, Skittles. Он да, он качественный. Но о нём у нас опять же никто не знает. Но ему это нафиг и не надо. Потому что его очень хорошо знают в России. Ему платят за его биты. У него всё получилось.

А это Никита и Питер Дженнер, первый менеджер Pink Floyd, который послушал сэт (((О))) на Vilnius Music Week и предрёк ему большое будущее.

27 сентября (((О))) выступит в минском клубе "Хулиган". Начало концерта в 20.00. Вход бесплатный.

Последние новости

Главное

Выбор редакции