Аэрофобия на МАКСимуме: стоит ли продолжать бояться летать на Boeing 737-8 MAX
Принимая в апреле 2021 года новый Boeing 737-8 MAX, “Белавиа” поспешила успокоить пассажиров: пилоты ещё год назад прошли обучение на управление новым типом лайнеров, а сейчас делают это повторно. То же самое касается и технического персонала. Да и программное обеспечение, послужившее причиной двух авиакатастроф с участием “максов”, исправлено — на это у Boeing ушло несколько месяцев.
Еврорадио решило узнать, что с 2019 года изменилось в конструкции аварийных самолётов и за счёт чего они стали надёжнее. Вносим свой вклад в борьбу с аэрофобией.
Boeing выходит из пике
“Максы” уже получили допуск к полётам в Северной Америке, Бразилии, Европе. Регулирующие органы США и Европы настаивают, что их проверки были тщательными и что опасаться нечего.
Почему для Boeing настолько важно доработать и всё-таки поставить именно MAX? Рынок смещается от широкофюзеляжных самолётов (здесь американская корпорация является лидером) к узкофюзеляжным, где лидирует Airbus. 737-8 MAX — как раз узкофюзеляжный самолёт, ответ Boeing на требования рынка, его основной козырь для борьбы с конкурентами. Так что “взлетит” ли обновлённый MAX — критически важно не только для авиакомпаний, которые ждут их в своём флоте, но и для самого авиастроительного гиганта.
За 2020 год Boeing понёс рекордные убытки: компания потеряла 20 млрд долларов. В том числе из-за невозможности продавать “максы”.
У компании до сих пор остаются сотни собранных самолётов, которые нужно поставить клиентам. Их так много, что к концу 2021 года Boeing рассчитывает поставить только половину. Для некоторых самолётов придётся найти новых покупателей, потому что не все клиенты подтвердили заказы.
Чем новые 737-8 отличаются от предшественников?
Во-первых, у нового лайнера больше дальность полёта: он может улететь дальше предшественника на 1111 километров. Это значит, что “Белавиа” сможет предложить пассажирам новые маршруты.
Ещё один плюс новых лайнеров — экономичный двигатель, благодаря которому можно снизить расход топлива и выбросы углекислого газа. В перспективе это ведёт и к снижению цен на билеты.
Из других плюсов — новый салон (ну конечно, ведь самолёт-то только что с завода) и увеличенные багажные полки.
Из-за чего происходили катастрофы и как это удалось исправить
Бывший старший менеджер завода в Рентоне Эд Пирсон в феврале 2021 года опубликовал очередной отчёт, в котором утверждал, что нужна дальнейшая проверка работы электроники и качества производства. Прежде, выступая на слушаниях в Конгрессе США в 2018 году вскоре после катастроф, он заявлял, что обеспокоен условиями производства на Boeing и не решился бы взять свою семью на борт самолёта.
Сам Boeing называет эти претензии необоснованными: мол, связи между условиями работы на заводе и двумя авариями не найдено. Федеральное управление гражданской авиации тоже настаивает: было проведено два расследования, ни в одном из них не было сделано выводов о том, что причиной катастроф стал производственный дефект самолётов. Глава Европейского агентства по безопасности полётов Патрик Кай тоже заявлял в беседе с ВВС, что самолёт безопасен и готов выполнять рейсы.
Еврорадио пообщалось о надёжности 737-8 с Александром, автором профильного телеграм-канала об авиации и одноимённого подкаста FlightMode.
“Основные изменения, которые производитель вносил в многострадальные самолёты, касались автоматизированной системы управления полётом MCAS. Система MCAS представляет собой программное обеспечение, призванное упростить управление лайнером B737 MAX. Её создали, чтобы сделать управление лайнером, получившим большие двигатели, похожим на принцип управления B737 предыдущих поколений”, — пояснил Александр.
Из-за неправильных показаний внешних датчиков система MCAS неверно корректировала управление. Это и привело к двум катастрофам.
“При этом, как показало расследование, пилоты не были уведомлены о наличии такой системы и принципах её работы. Кроме того, сама система не имела специальной индикации, указывавшей на её работу. По заключению Федерального управления гражданской авиации США, американский авиастроительный концерн Boeing внёс в алгоритм работы MCAS необходимые исправления. Кроме того, была разработана новая программа подготовки пилотов Boeing 737 MAX, учитывающая особенности функционирования MCAS. Как раз этим новым внедрениям в основном и переобучались пилоты”, — рассказывает собеседник.
Boeing пришлось работать не только с MCAS, но и с имиджем “максов”. Некоторые авиакомпании пошли на переименование этого типа лайнера, чтобы не пугать пассажиров. А Федеральное управление гражданской авиации США будет отслеживать “максы” с помощью спутников — это первый случай, когда самолёт отслеживается в режиме реального времени.
Это всё только для того, чтобы успокоить пассажиров “максов”?
"Вообще давно уже пора начать отслеживать самолёты и хранить эти данные независимо от самого воздушного судна. На случай, если произойдёт что-то непредвиденное, это, конечно же, облегчит и упростит расследование. Надеюсь, скоро данную технологию применят и на другие типы ВС. Я считаю это скорей необходимостью, чем пиаром. Хотя в случае с “максами” это может быть и обратным”, — рассуждает Александр.
Администратор телеграм-канала “ОтВинта | Авиация Беларуси” Егор настроен философски:
“Насколько хорошо в Boeing провели работу над ошибками, будет понятно спустя хотя бы год. Как говорится, полетаем — увидим”.
К Boeing 737-8 сразу же появились вопросы
Boeing попросил 16 авиакомпаний — ранее не сообщалось каких — проверить несколько параметров в работе самолётов 737-8 MAX прежде, чем разрешить самолёту выполнять пассажирские рейсы. Еврорадио выяснило, что среди них оказалась и белорусская “Белавиа”.
Если бы речь не шла о том самом “максе”, пассажиры едва ли обратили бы внимание на эту новость. Но в случае с этим типом лайнера начали тревожиться и люди, не подверженные аэрофобии.
В компании нас заверили: речь идёт о незначительном техническом нюансе, не связанном с программным обеспечением лайнера:
“Компания Boeing действительно рекомендовала провести инспекцию электрической схемы одной из дублирующих систем электроснабжения самолётов Boeing 737-8 определённых линейных номеров. Речь о 16 заказчиках американской компании, включая “Белавиа”. Boeing ответственно подошла к данному вопросу”.
Флот “Белавиа” пополнился новым Boeing 737-8 в начале апреля. Это первый такой самолёт в распоряжении белорусской авиакомпании. “Белавиа” стала 21-й авиакомпанией в мире, которая эксплуатирует Boeing 737-8.
В “Белавиа” заверили — поводов для беспокойства у пассажиров нет. В авиакомпании есть специалисты, которые могут выполнить необходимые инспекции самостоятельно. В помощь им Boeing предлагает в ближайшее время направить бригаду своих специалистов, которые займутся данным вопросом.
“На выполнение процедуры подготовки и выполнения работ на воздушном судне необходимо некоторое время. Но ещё раз подчёркиваем, что ничего критичного в сложившейся ситуации нет”, — подчеркнули в “Белавиа”.
American, первая американская авиакомпания, возобновившая полёты на MAX в декабре, заявила в прошлом месяце, что не заметила, чтобы пассажиры слишком сильно тревожились из-за MAX. Там не считают, что на этом типе лайнеров американцы летают менее охотно, чем на других самолётах.
“Белавиа” договорилась о поставках Boeing 737-8 MAX ещё два с половиной года назад, но получила новый лайнер только сейчас. Всего у белорусского авиаперевозчика контракт на пять самолётов, второй прилетит в Минск примерно через месяц.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.