Александр Куллинкович: Я резкий, как понос, и ласковый, как кошка
4 февраля Neuro Dubel сыграет в минском клубе Bristle и исполнит первую песню из будущего альбома "Первый". На диск самые заслуженные панки страны собирают через краудфандинг, правда, за три недели команде "набежало" только 47% нужной суммы. В студии Еврорадио Александр Куллинкович рассуждает о нужности слова на букву "К" в современном мире, полагает, что белорусская музыка тяжело заболела и воскресить её может в том числе и возрождённая "Крамбамбуля" образца "Королей района".
Еврорадио: Через краудфандинговую платформу talaka.by на сегодня не собрано и половины нужной суммы на новый альбом Neuro Dubel. Устраивает тебя результат, потому что до окончания сбора осталось не так много времени?
Александр Куллинкович: Вообще, в принципе, я на что-то подобное и рассчитывал. Но мы в любом случае будем писать альбом, независимо от того, соберём мы деньги или нет. Просто будет труднее, диск, возможно, будет не так оформлен, как мы планировали. Но всё же рассчитываю, что будет больше 50%, что люди ещё среагируют.
Еврорадио: Ты музыкант с таким статусом, столько лет играешь, столько альбомов в коллекции, а на очередной диск просишь деньги у людей и даже не можешь собрать полную сумму за такое время?
Александр Куллинкович: Наверное, не очень хорошо не собрать сумму, но в том, что есть вот это слово на букву "К" (не могу его произнести) ― ничего зазорного не вижу, ведь это же не подаяние. Люди, которые вносят пожертвования, получают за это майки, диски, проходки на концерт, то есть тоже какие-то деньги. И в любом случае, из тех взносов, которые придут, нужно будет высчитывать налоги, расходы на презенты, и на самом деле, мы получим совсем немного, буквально на пиво. Если бы откатить время на полгода назад, то я бы, наверное, этим не занимался. Не та, наверное, мы группа, которая может собрать нужную сумму, потому что мы в основном играем не для таких людей, которые могут что-то дать. Да и не в то время мы живём ― сейчас люди сильно обеднели, что бы там по телеку ни говорили.
Еврорадио: Как краудфандинг влияет на новый альбом? Вы уже начали его записывать?
Александр Куллинкович: Да, начали. Я шёл сюда и думал, что всегда начинал делать дюбельские проекты заранее, хотя я страшный фаталист, если планирую что-то на день вперёд, это значит, что я просто страшно уверенный в себе мачо. Но с "Дюбелем" обычно всё по-другому. С альбомом "Афтары правды" была такая ситуация, что я просто пришёл в студию и сказал: "Ребята, я договорился с "Репабликом" на презентацию нового альбома". А альбома не было вообще. Зато тут же загорелся огонь в жопе и начали что-то делать, потому что до сих пор плевали в потолок. Сейчас мы начали писать альбом, но не знаем, за какие деньги его закончим. Но верю, что всё будет хорошо. Песня ― это же не книга. Когда она пишется, пишется коллективом, она не может долго лежать и храниться, она забывается.
Еврорадио: Кстати, сколько нужно на альбом Neuro Dubel?
Александр Куллинкович: Пять тысяч.
Еврорадио: Недавно к нам заходил Александр Солодуха и сказал, что записал свой последний альбом 33 тысячи долларов. Как бы мог звучать альбом Neuro Dubel за такие деньги?
Александр Куллинкович: Безусловно, он звучал бы лучше, мы бы записали его за пределами страны, была бы более дорогая обложка, мы бы представили его в более дорогом зале, потому что мы не можем себе позволить Prime Hall, например. Но в самом материале ничего бы не изменилось ― это всё равно был бы Neuro Dubel. Мы уже нашли себя.
Еврорадио: Ты музыкант, колумнист, блогер, актёр. Сколько Куллинковичей умещается в одном Саше?
Александр Куллинкович: Наверное, всё же музыкант, актёр и журналист. Потому что мелкие какашки в Фейсбуке ― это не колумнист, а накипело. Я даже предупреждаю, что накипело, это как "attention", то есть, дальше можно не читать. Я думаю, как журналист, такой недоучка-самоучка, как, в принципе, и музыкант. Странный я человек. Резкий, как понос, и ласковый, как кошка. Так же и на сцене.
Еврорадио: На что способен Александр Куллинкович, если его приперть к стенке?
Александр Куллинкович: На всё, что угодно! Наверное, до самосожжения.
Еврорадио: После того, как определили представителя Беларуси на "Евровидении" ты написал, что не веришь в успех белорусскоязычной песни...
Александр Куллинкович: Я не люблю "Евровидение", мне оно противно. Но с одной стороны, я понимаю, что нечего там делать на этом поганом конкурсе, а если и есть что делать, то нужно петь по-английски и принимать правила игры. С другой стороны, как гражданину и белорусу, очень приятно, что едет туда в этом году белорусская команда, будет петь по-белорусски, и, кстати, группа прекрасная. У них очень положительная энергетика, и за счёт этого вполне возможно удачное выступление. Искренность трудно скрыть. А конкурсанты на "Евровидении" в основном профессионалы, и их искренность замазана, выверена, покрыта глазурью, блестит. Я буду очень рад, если окажется, что не прав. Буду, естественно, болеть за наших, кричать и прыгать, когда они будут выступать.
Еврорадио: "Нейро Дюбеля" тебе мало. Появился ещё проект "Велосипедистов". Для чего?
Александр Куллинкович: Это акустические песни, которые писались мной в 1990-е, и которые абсолютно не ложатся на электронную тяжёлую музыку. С "Дюбелем" мы пытались их сделать, но понимали, что они для группы не интересны, они скучные или не получаются. Поэтому была создана отдельная группа, появился кухонно-пьяный формат, нам всем очень нравится, потому что в нашей группе можно и даже нужно пить абсолютно официально: кружка с пивом ― это как отдельный инструмент. То есть, мы пытаемся создать атмосферу кухни, можно разговаривать с музыкантами, пить с музыкантами, чокаться, получается атмосфера большой подвыпившей семьи. 2 февраля в Beer & Wine, кстати, будет концерт "Велосипедистов". Приходите.
Еврорадио: "Велосипедистов" ― это твой собственный эксперимент. А с Neuro Dubel вы экспериментируйте в новом альбоме?
Александр Куллинкович: Если я скажу, что новый альбом будет похож на Neuro Dubel и похож на предыдущие альбомы, я скажу плохо. Мол, застой, стоим на месте. С другой стороны, если я скажу, что мы экспериментировали и что-то придумывали, люди, которые нас слушают, подумают, что какая-то фигня. Не нужно экспериментов, потому что "Дюбель" уже нашёл свой стиль, своё звучание. Естественно, там будут песни, не похожие друг на друга, будет и тяжёый рэп, и одиночество. Да, мы не развиваемся, но то же самое можно сказать о AC/DC или Motorheard. Мы работаем, мы запишем прекрасный и самый лучший альбом. Так получилось, что в нём нет проходных песен.
Еврорадио: Что можно назвать мейнстримом в белорусской музыке?
Александр Куллинкович: Не знаю. Вообще, наша музыкальная культура в последнее время умирает, болеет, причём, тяжело.
Еврорадио: Возможно, она перерождается? Казалось, что раньше она была более идейной, а техника хромала, теперь стало наоборот...
Александр Куллинкович: Возможно. Это как с людьми: чем меньше гаджетов, чем лучше у нас отношения. Я сказал своим ребятам, что мне абсолютно плевать на то, что мы сейчас пишемся в лучшей студии, чем та, в которой мы писались год или десять лет назад, мне плевать, что мы сведёмся лучше. Лучше, на самом деле, не станет. А душа останется, идейный призыв. Поэтому я нескромно считаю, что "Нейро Дюбель" держится на мне, потому что мне плевать, в какой микрофон я пою. Я одинаково, как в последний раз, буду играть что в "Граффити", что на лидском "Бирфесте" перед 60-ю тысячами зрителей.
Еврорадио: В последнее время на концертах "Нейро Дюбеля" не видно Юрия Наумова. Он покинул группу?
Александр Куллинкович: По взаимному согласию мы решили немного друг от друга отдохнуть. Мы надеемся, что это временно.
Еврорадио: Летом у нас в гостях был Лявон Вольский, говорил, что времена теперь другие, и упоминал Александра Куллинковича в таком русле. Мол, когда-то "Крамбамбуля" играла концерты, и мог позвонить Саша и сказать, давай, Лявон, приду, и подпою. Лявон говорил: "Саша, денег нет". А Саша в ответ: "Я и бесплатно подпою". Почему Саша сейчас не звонит Вольскому и не предлагает свои "услуги"?
Александр Куллинкович: Саша недавно звонил Лявону и предложил что-нибудь вместе замутить. Лявон сказал, что сделает презентацию в Вильне, и мы что-то придумаем. Вот такой звонок и предложение я бы сделал и Серёже Михалку, так как, несомненно, нужно что-нибудь замутить, потому что очень печально, ничего не происходит. Моя любимая фраза про нашу страну, сказанная Михалком лет 15 назад, про "бултых", что круги не разбегаются: бросается в воду камень, а вокруг него "бултых", такой звук. И сейчас, по большому счёту, мы сами создаём "бултых". У нас есть силы, возможности, даже деньги по сравнению со многими, чтобы что-то замутить. Но мы почему-то не можем замутить. В фильме "Обыкновенное чудо" была такая фраза об охотнике: "Он уже не охотится, он пишет книгу по теории охоты". Я очень боюсь, что мы, я, мой друг Лявон, Серёга, Варашкевич, Хоменко ― мы все перестанем охотиться, а начнём писать книгу по теории охоты. И к этому всё идёт. Потому что я научился охотиться с группой "Нейро Дюбель", и через "Велосипедистов" я начинаю писать книгу по теории, потому что я знаю, как надо.
Еврорадио: А какой это может быть проект, потому что, по сути, Куллинкович, Вольский и Михалок ― это три панка?
Александр Куллинкович: Я считаю, что лучше, чем "Крамбамбуля", которую предложил Лявон, не найти. Это реально панковский проект, как бы он ни украшался голосом Гюнешь и т.д. Я думаю, что эту идею следует продолжать и быть в этих рамках. Единственное, что "Крамбамбуля" была ограничена текстами, написанными Лявоном. Лявон всё там придумал, был генератором идей. Ведь в каждой группе должен быть генератор, исполнитель и красавец. Мы с Серёгой до сих пор не решили, кто из нас исполнитель, а кто красавец. Хотя Лявон, разумеется, и есть генератор, и исполнитель, и красавец, а мы так, помогали. Если это возродится, будет здорово. Серёжа Михалок, если ты нас слышишь, или кто-то близкий к нему, набери, пожалуйста, меня, давно хочу с тобой пообщаться, ну и дело есть, как видишь. Мы с Лявоном готовы. Дело за тобой.
Еврорадио: Актуальные ли будут теперь проекты, которые когда-то были на подъёме? Что это даст белорусам?
Александр Куллинкович: Прежде всего то, чего нам не хватает ― единение. "Народный альбом" ― это, когда большая толпа талантливых людей смотрит один телевизор. Так и здесь было бы здорово уткнуться в один планшет и вымазать его тремя отпечатками.