BelToll: Нас пытались обвинить, мол, сделали систему, чтобы рубить штрафы

Про работу электронной системы сбора платы за проезд BelToll в Беларуси Еврорадио рассказывает менеджер по связям с общественностью компании-оператора "Kapsch Telematic Services" Сергей Бурый.

Еврорадио: Почему в Беларуси решили для легковых авто (массой менее 3,5 тонн) вводить бортовые устройства и не планируется ли упрощать систему?

Сергей Бурый: Нет, не планируется. Специально так сделали. Ни у кого нету, а у нас есть. Мы вообще первые. То, что по заданию белорусского правительства Kapsch попробовал реализовать в Беларуси, это как раз модный и правильный тренд. Я вам больше скажу, сейчас Польша к этому приходит — идёт обсуждение упразднения большинства шлагбаумов. Речь идёт о том, чтобы это было без участия людей, без шлагбаумов, без карточек. Потому что в Польше, хотя там всё работает очень быстро, всё равно скапливаются огромные очереди и создаются пробки.

Еврорадио: Учительница из Гродно наездила на иностранных транзитных номерах по платной дороге на большую сумму, она говорит, что 10 дней можно было ездить по стране с такими номерами. Если гражданин Беларуси едет на транзитных номерах должен ли он платить?

Сергей Бурый: По правилам ПДД учительница могла ездить, и то ограниченное время. Но по платным дорогам она ездить не могла. Единственные транзитные номера с которыми автомобиль до 3,5 тонн может двигаться бесплатно — транзитные номера стран Таможенного союза. Если установлены транзитные номера иных стран, необходимо получить бортовое устройство.

Никакой амнистии для тех, кто нарушил по незнанию, а незнание не освобождает от ответственности, не было

Еврорадио: После пополнения счёта на устройствах для грузовых автомобилей количество осей автоматически сбивалось до 2. У некоторых грузовиков осей больше и это уже нарушение. Сейчас тоже так?

Сергей Бурый: Уже не сбрасывается. Но это не было неисправностью. Так была запрограммирована система и в инструкции указывается, что пользователь должен сам устанавливать оси. Но для многих это было неожиданностью, что надо что-то делать. Поэтому было определённое количество нарушений.

Еврорадио: Ну, они первый раз и устанавливали нужное количество, а потом об этом не думали...

Сергей Бурый: Они об этом не думали. Но это касалось только договоров по предоплате, при которых бортовое устройство надо снимать для пополнения и нести в пункт обслуживания. Есть договора с оплатой по факту и там этого делать не нужно, водитель должен только внимательно слушать сигнал устройства.

Правильней всего работа поставлена там, где начальник транспортного цеха сам установил устройство и сказал: вот тут не трогай, слушай сигналы, если пищит больше раза, останавливайся и звони в пункт обслуживания. Там тебе скажут, что делать дальше. Там, где была проведена работа с водителями, нарушений не бывает. А там, где не проведена, мы опрашивали людей, что они делают. Всё как обычно у нас — никто никого не обучил. Спрашиваем у водителя: сколько раз оно у вас пищит? — Четыре. — А вы знаете почему? — А чего мне знать, пусть начальство знает.

Еврорадио: Поначалу таких ситуаций было много. Кого-то освобождали от платы в увеличенном размере? Может была амнистия за первый месяц работы системы?

Сергей Бурый: Почти никого не освобождали. Законодательно никакой амнистии объявлено не было. Все, кто нарушил по незнанию, а незнание не освобождает от ответственности, или по собственному невниманию, освобождён не был. В случае, если ошибка была допущена оператором, снимали нарушения. Когда было неисправно бортовое, тоже возвращали плату в увеличенном размере.

Никому ничего не списывали в массовом порядке, всё рассматривали индивидуально. Количество оплат в увеличенном размере по собранной сумме просто не сопоставимо с тем, что собирают за оплату дороги. И это очень важно. Нас пытались обвинить, мол, вы сделали специально систему, которой пользоваться невозможно, чтобы рубить штрафы. С этим нельзя ни по логике согласиться, ни по фактам. Система работает наоборот. Она собирает больше так как должна собирать.

Система очень умная. Она делает за человека то, что ни один штат никаких специалистов сделать не в состоянии. Фактор коррупционный он тут отсутствует в принципе. Собранные в системе данные не распространяются и находятся в закрытом доступе. Фотографии транспортных средств, корректно оплачивающих проезд, в системе не хранятся. Они сразу уничтожаются. Хранится только то, что система диагностирует как проблему и если есть нарушение. И всё это хранится на серверах в течении трёх лет пока не будет разобрано.

Формально, пользователь, даже если он просто пересекает платную дорогу, должен иметь бортовое

Еврорадио: Автомобиль без номеров только что купленный в автосалоне нарушает правила, когда едет по платной дороге?

Сергей Бурый: Если он ехал по платной дороге, то нарушал правила пользования платной дорогой и если ему "повезло" и его остановила транспортная инспекция, то нарушение будет сформировано.

Еврорадио: Каким образом, если номера нет?

Сергей Бурый: Нарушение будет сформированно не системой на регистрационный знак, а инспекторами на владельца.

Еврорадио: Как же его признать нарушителем, если система его не зафиксировала по номеру?

Сергей Бурый: У него нет устройства, он едет по платной дороге — это сто евро. Если ещё через два часа его остановит другая машина транспортной инспекции, и он скажет: а я уже заплатил! Но уже прошло два часа, мы вправе сгенерировать новое нарушение.

Еврорадио: Если проскочил, то повезло?

Сергей Бурый: Да. Система не может его определить, только транспортная инспекция. Чем транспортная инспекция и занимается, когда движется транспортное средство без номеров.

Еврорадио: Без техпаспорта он не может получить бортовое?

Сергей Бурый: Если у него нет техпаспорта он по идее особенно не может двигаться по дорогам, по платным тем более. Я могу привести пример, наш сотрудник, компании-оператора "Капш Телематик Сервисиз", купил автомобиль, ему нужно было до места регистрации на Ждановичи пересекать свои же собственные рамки им поставленные, он погрузил на лафет и повёз. Потому что понимал, что где бы ни работал, никаких вариантов не будет, если его без номера остановит для проверки транспортная инспекция.

Еврорадио: Легального варианта кроме как погрузить на автовоз нет?

Сергей Бурый: Если ехать по платной дорогое, да. Или ехать по бесплатной дороге.

Еврорадио: А можно объехать?

Сергей Бурый: Платной дорогой может быть определена только та, если в этом же направлении существуют альтернативные пути. Это совершенно не означает, что дорога должна быть такая же по протяженности или удобству. Она может быть гораздо длиннее и совершенно не того качества.

Еврорадио: Не собираетесь как-то решать эту проблему? Или это редкие случаи?

Сергей Бурый: Редкие. И по большому счёту инспектора, если увидят такую машину, могли бы поступать как ГАИ, не наказывать. Но если подходить формально, то выехавший на платную дорогу пользователь, даже если он просто её пересекает, должен иметь бортовое. Если его остановит транспортная инспекция, она тоже формально имеет основания предъявить ему неоплату, ибо он находится на платной дороге. Таких случаев не было у нас. Но может рано или поздно возникнуть прецедент.

Хотя бывает так, что сегмент платной дороги начинается с нулевого километра, например, на границе, а первая возможность приобрести устройство у того, кто пересёк границу и въехал на платную дорогу, предоставляется через расстояние 1-3 километра. По умолчанию транспортная инспекция при въезде старается не стоять и не ловить.

Еврорадио: Я видел, что стоят.

Сергей Бурый: Это они работают на выезжающих, закрывают границу. А на въезд специально не ловят. У транспортной инспекции другие задачи. Они не должны создавать такие прецеденты, где люди не способны избежать нарушения. Обычно в таких случаях транспортная инспекция становится после первой рамки.

Еврорадио: А почему не поставили пункты Белтолл на границе?

Сергей Бурый: Существует постановление Совмина. В зоне таможенного контроля не могут работать никакие службы кроме тех, которые непосредственно связаны с процедурой пересечения границы. Там может стоять только таможня, пограничники, в некоторых случаях банк.

Будут ли платными дороги для обычного человека на своём маленьком автомобиле? Не задумано это было с самого начала!

Еврорадио: Как часто бывают случаи, когда оператор при заключении контракта ошибается, например, в одной букве номера автомобиля? И насколько это является нарушением?

Сергей Бурый: Редко. Но законодательство построено так, что пользователь должен сам за этим следить и проверять точность данных, внесённых в договор. Существует регламент взаимодействия между Белавтострадой, нами, как оператором, и транспортной инспекцией. В этом регламенте указано, какие именно ошибки при персонализации бортового устройства подлежат удовлетворению. Например, когда идёт смешение символов 0 и О, потому что система не может понять, что оператор ошибся. В этих случая собирается комиссия, принимается соответствующее решение, и транспортная инспекция возвращает деньги. Никто из людей не может отменить то, что видит система.

На те случаи, когда системе не всё ясно, круглосуточно работают операторы Центра ручной проверки происшествий. Они отслеживают случаи, где система сомневается. Все сомнительные случаи рассматриваются оператором и его менеджером и принимаются решения.

Еврорадио: Насколько система эффективна?

Сергей Бурый: У неё есть определённая погрешность, пару процентов, эти проценты указаны в инвестиционном соглашении. Например, номера, залепленные снегом, их не в состоянии распознать ни человеческий, глаз ни система. Таких случаев мало, но бывают. Во время плохой погоды иногда бывают ситуации, когда система не может распознать регистрационный знак или сам факт проезда. Но настроена система таким образом, что этих случаев очень мало.

Имеющегося количества станций сбора оплаты и контроля за сбором оплаты, плюс автомобилей наблюдения за сбором оплаты транспортной инспекции хватает, чтобы обеспечить заложенную в инвестиционном договоре эффективность Она совершенно исключает человеческий фактор в принятии решений. Если мы берём шлагбаум, то шлагбаум легко поднять. Можно написать запрос и какие-то автомобили освободить.

Основа системы в том, что транспортное средство более 3,5 тонн, которое передвигается по дорогам, нанося этим дорогам больший ущерб и передвигается с целью извлечения коммерческой прибыли, должно платить. А мы как граждане, своими налогами проплатившие создание этих дорог и не извлекающие из них коммерческую выгоду, должны двигаться бесплатно. Задают вопрос, а будут ли платными дороги для обычного человека на своём маленьком автомобиле? Не задумано это было с самого начала! Я не знаю, что должно случиться, чтобы это поменялось.

Фото: virtualbrest.by

Последние новости

Главное

Выбор редакции