Без контакта: как за год запрета изменился рейтинг соцсетей в Украине
Запрет российских ресурсов — "Яндекс", а также сайтов MailRu Group — почтового сервиса, соцсетей "Вконтакте" и "Одноклассников" и других вступил в силу в Украине год назад. Президент Петр Порошенко подписал соответствующий указ после решения об этом Совета национальной безопасности и обороны Украины. Запрет подавался как экономическая мера, чтобы не пополнять бюджет государства-агрессора, однако кроме того это делалось из соображений безопасности и ограничения распространения российской пропаганды. Громадское разбиралось, достигла ли блокировка своих целей.
Почему запретили
В указе президента Украины речь идет об экономических и иных ограничительных мерах в отношении России. В самом документе не объясняется, почему такое решение принято и к каким последствиям оно должно привести.
Сразу же после запрета Петр Порошенко пообещал удалиться из российских социальных сетей "Вконтакте" и "Одноклассники", написав прощальный пост на этих ресурсах. В нем он пояснил свои действия соображениями безопасности:
"Гибридная война требует адекватных ответов на вызовы. Поэтому с целью воздействия на оппонентов и контрпропаганды моя команда использовала страницы в некоторых российских соцсетях. Но массированные кибератаки РФ по всему миру, в частности — недавнее вмешательство в избирательную кампанию во Франции, указывают, что пришло время действовать иначе и более решительно", — написал президент.
Глава Совета по национальной безопасности и обороне Украины Александр Турчинов (РНБО) заявил, что инициатором блокировки российских сайтов стала СБУ. В качестве причин он назвал распространение там пиратского контента и возможность заменить часть ресурсов украинскими аналогами.
Как отреагировали пользователи
В мае 2017 года в десятку самых популярных сайтов в Украине входиличетыре российских ресурса, при чем "Вконтакте" занимала третью строчку. Через год все российские сайты из десятки выпали, "Вконтакте" теперь стоит на 11-м месте.
"Аудитория "Вконтакте" в Украине составляла 13 миллионов пользователей, — рассказывает представитель Internews-Украина, медиааналитик Виталий Мороз, — после блокировки она сократилась на 30%".
В то же время, количество пользователей других социальных сетей, например Facebook, возросло. "В мае 2017 года у этой сети было 6-7 миллионов пользователей, однако уже через несколько месяцев ее аудитория достигла 10 миллионов", — поясняет Виталий Мороз.
Часть пользователей остались верны привычным ресурсам и продолжили пользоваться ими через VPN. "Наверное, мы все попадали в такси, в котором водитель через VPN использует Яндекс-карты. Это очень смешно, но означает, что люди хотят использовать эти услуги по своим причинам", — говорит директор Представительства Freedom House в Украине Мэтью Шааф.
Сколько потерял бюджет Украины
У компаний "Яндекс" и MailRu Group были представительства в Украине, которые закрылись после блокировки их ресурсов. Сотрудникам предложили работу в российских офисах компаний.
"Общее число персонала в „Яндекс.Украина“ по состоянию на начало 2014 года — более 500 человек, включая офис в Симферополе и "надомников". Потом, разумеется, их было меньше. Насколько я знаю, год назад в компании работало более 300 человек", — рассказывает экс-глава украинского представительства компании Сергей Петренко, он занимал этот пост до 2014 года.
Большинство сотрудников решило остаться в Украине, предложение о переезде приняло лишь несколько десятков человек, считает Сергей Петренко.
В Министерстве экономического развития Украины Громадскому заявили, что не подсчитывали экономический эффект от санкций в отношении России.
Однако от ухода компании с украинского рынка бюджет страны понес существенные потери, считает Сергей Петренко: "В среднем в год Яндекс. Украина платила несколько миллионов долларов налогов и входила в число крупнейших налогоплательщиков, даже получала грамоты от налоговой службы. В период с 2013 по 2017 год компания не заплатила ни копейки за пределами Украины, в том числе потому, что Нацбанк Украины запрещал вывод таких средств, и весь доход реинвестировался в развитие украинских сервисов".
Более того, компания занималась привлечением инвестиций, считает Сергей Петренко: "Осенью 2016 года была создана компания "Яндекс.Такси.Украина", в которую было инвестировано несколько миллионов долларов. Это публичные данные — уставной фонд компании составил 180 млн гривен (почти $7 млн)".
Сколько потеряли российские компании
Российские соцсети потеряли доходы от рекламы в украинском сегменте интернета. Аналитики считают, что речь идет о десятках миллионов долларов: "MailRu. Group и Яндекс теряют сейчас миллионы, десятки миллионов долларов, потому что маркетологи, которые разрабатывают маркетинговые компании крупных брендов, теперь обычно уже не включают российские социальные сети в свои планы — они не размещают там рекламу, то есть не платят в Россию", — поясняет Виталий Мороз.
Реклама в Яндексе была крайне популярна, считает экс-глава представительства компании в Украине Сергей Петренко: "С компанией сотрудничало не менее сотни рекламных агентств, скорее всего, больше. По состоянию на 2014 год количество клиентов, которые покупали рекламу в Яндексе в Украине составляло более 40 тысяч предприятий и предпринимателей".
Однако на общей капитализации компаний "Яндекс" и MailRu Group потеря украинского рынка сказалась слабо. Гендиректор Mail.Ru Group Борис Добродеев говорил, что украинский бизнес не вносил существенного вклада в выручку компании. Доля Украины в общем доходе "Яндекса" составляла несколько процентов, поясняет Сергей Петренко: "Доход "Яндекс. Украины" в 2016 году не превышал $40 млн. Скорее, 30-35. Доход всей компании "Яндекс" в 2016 году составил $1,25 млрд. Итог 2017 года всего „Яндекса“ — $1,63 млрд, то есть рост на 24%".
На котировках акций "Яндекса" на бирже NASDAQ блокировка ресурса в Украине не сказалась. Ценные бумаги компании показывают рост, на который повлияло лишь введение США антироссийских санкций.
Однако успехи российских интернет-компаний связаны в первую очередь с популярностью этого рынка, считает медиааналитик Виталий Мороз: "Глобально все технологичные компании в мире и в России сейчас получают все больше и больше доходов, потому что интернет разрастается. Поэтому показатели "Яндекса", MailRu. Group глобально растут, и доля доходов из Украины, которые они недополучают, для них не настолько уж значима. Потому что глобально они зарабатывают миллиарды долларов, а потери в Украине — это десятки, до сотни миллионов долларов".
Безопасность VS свобода
Блокирование российских интернет ресурсов стало, по сути, первой ограничительной мерой в свободном украинском интернете. Громадское направило запросы в Службу безопасности и Совет по национальной безопасности и обороны Украины с просьбой разъяснить, насколько эти меры оказались эффективными, однако ответа пока не получило.
Украинские правозащитники считают, что запрет на российские ресурсы в Украине не помог пресечь распространение пропаганды, однако стал серьезным ограничением свободы в сети, поясняет глава "Лаборатории".
По мнению главы Представительства Freedom House в Украине Мэтью Шаафа блокироваться должен только тот контент, который опасен и решение о блокировке должно приниматься публично: "Неправильно, когда решения о блокировке контента для миллионов людей принимаются за закрытой дверью, без участия пользователей сети и компаний".
Ограничение интернета — мировой тренд, и меры, которые принимает Украина, не настолько суровы, как действия России, считают эксперты. Там решение о блокировке сайтов принимает Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), по новому закону блокироваться должны также и те ресурсы, которые помогают обойти запрет — VPN и анонимайзеры. Кроме того, из-за отказа предоставить ключи шифрования под запрет в России попал мессенджер Телеграм, Роскомнадзор тщетно пытается его заблокировать уже месяц.
Одновременно эксперты в один голос говорят об опасности российского пути регулирования интернета и важности привлечения гражданского общества. "Украине нужно будет балансировать, не отказываясь от демократичных основ функционирования страны, предлагать решения, где была бы саморегуляция и совместная регуляция интернета — вместе с IT-специалистами и гражданским обществом", — считает медиааналитик Виталий Мороз.
По мнению главы "Лаборатории цифровой безопасности" Ирины Чуливской для того чтобы бороться с российской пропагандой нужно, развивать медиаграмотность населения, показывать, как отличать манипуляции, показывать людям, что происходит, и как они могут от этого защититься.