Брестский художник сделал в родной деревне этномузей (фото)
Пока это этнодвор, но автор мечтает об этнодеревне.
Художник Анатолий Желудко в холодные времена года живет и работает в Бресте, а теплые месяцы в основном проводит в своем деревенском музее. Его он организовал в специально купленном доме в деревне Соболи Березовского района, где родился и вырос. Артефакты собирает 15 лет, концепцию музея продумал давно.
Анатолий Желудко: "Музей под открытым небом деревянного зодчества и народного быта "Полесье". "Скансен" — называется в Европе. Не как у нас музеи — "кладбище артефактов под стеклом", а в живом окружении. Вот топор, воткнутый в колодку, вот пила и другой инструментарий".
Организатор музея придерживается строгой периодизации. В экспозиции присутствуют все исторические периоды.
Анатолий Желудко: "И определенный исторический период. "Польша в Полесье" — и соответствующие артефакты. Каменные топоры — вот "Каменный век на Полесье". "Период Киевской Руси на Полесье", "ВКЛ на Полесье".
Есть в музее разделы "Одежда", "Инструменты ремесел" и даже раздел "История спаивания полешуков" с большой коллекцией бутылок. Есть коллекция собранных на полях пуль и монет, а среди них и "боратынка", которую Брестский монетный двор украшал "Погоней". В одном углу дома висят иконы четырех имеющихся здесь конфессий, во втором — стилизованные под иконы портреты соболевских полешуков.
Почему Полесский музей? В двух музеях под открытым небом, которые есть в Беларуси, Полесье мало представлено, говорит краевед. Он, кстати, имеет свою теорию. Рассказывает Анатолий Желудко:
"Здесь колыбель славянства, об этом многие гипотезы говорят. Вот тут море Геродота, европейская Амазония находилась. А дальше славяне начали расселяться на запад, смешались с балтами, белорусами стали, на востоке завоевывать Московию начали, стали наполовину азиатами. На юг ушли в сторону Турции, так появились у них широкие шаровары, это казачество... ".
В доме и дворе уже не помещаются все артефакты. Представить европейский этнорегион Полесье одним двором — маловато будет, считает краевед. Он мечтает об этнодеревне.
Анатолий Желудко: "Сейчас у меня этнодвор, не этнодеревня. Здесь государственная программа нужна. Свезти дома сюда... Собирать надо по Полесью. Ветряков привезти сюда надо".
В экспозицию музея органично войдет и восстановленный художником крест повстанцам 1863 года на их могиле неподалеку.
Местные чиновники соглашаются, что идея привлекательная, но кряхтят: "Нагружаешь нас, Иванович". Если на шоссе М1 недалеко поставить постоялый двор и ввести музей в туристические маршруты, дела пошли бы легче, говорит Анатолий Желудко. А пока на зиму самое ценное приходится забирать в Брест.