"Дата генератор": 13 января 1593 года — умер Симон Будный
.
Что это был за человек? Почему мы его сегодня вспоминаем?
Если посмотреть в энциклопедиях, то узнаем, что он был идеологом Реформации и Просвещения в Великом княжестве Литовском. Но в первую очередь — религиозным деятелем (проповедником, преподавателем, организатором, издателем). Ибо вся его жизнь была тесно связана с религией.
Нам сегодня не то что трудно, а совсем невозможно представить, чем было вероисповедание во времена Будного и ещё три столетия после него.
В современном западном обществе (а также и в Беларуси) большинство людей нельзя считать верующими. Они посещают церкви и костёлы, однако в их сердцах нет Бога!
Вместо веры в Бога — вера в колдовство, в сглаз, порчу, амулеты и обереги. Одним словам, самое дикое язычество!
Вот подумайте:
1. Посещают ли так называемые верующие храм божий каждое воскресенье, чтобы послушать проповедь священника, чтобы искренне сказать Богу “спасибо” за то, что живёшь по его милости?
2. Исповедуются ли и причащаются ли 12 раз в год?
3. Соблюдают ли хотя бы главные посты?
4. Жертвуют ли храму хотя бы 2 или 3% своих доходов?
Как известно, ничего этого большинство не делает.
Я уже не говорю о десяти заповедях, так как хотя бы одну из них люди нарушают каждый день.
Отсюда вывод: религия сегодня — это культурная традиция и ничего больше.
А во времена Будного человека воспринимали прежде всего через его вероисповедание: кто он — православный, католик, протестант, иудей, мусульманин, язычник? И какой он верующий — добросовестный или нет? А может (не дай боже!), он еретик? И сколько произошло гражданских и межгосударственных войн на основе религиозных конфликтов!
В 1572 году, когда Будному было 42 года, во Франции католические фанатики совершили ужасное преступление: в ночь с 23 на 24 августа, в канун дня святого Варфоломея, убили в Париже около 2 тысяч протестантов (гугенотов) — взрослых и детей, мужчин и женщин. И начались так называемые Гугенотские войны, длившиеся с перерывами аж 70 лет! А вспомнить 30-летнюю войну (1618–1648) между протестантскими и католическими странами Европы, опустошившую земли от Балтики до Альп?
Симон, сын шляхтича из фольварка Буды на Подляшье, закончил Краковский и Базельский университеты, овладел, кроме польского и старобелорусского языков, ещё латинским, немецким, греческим, церковнославянским и древнееврейским. Он хорошо знал классические произведения мыслителей древности и современности. Имел красивый литературный стиль, сочинял стихотворения на разных языках!
В январе 1558 года, в возрасте 28 лет, вернувшись из Базеля, он начал работать в Вильне преподавателем катехизиса в кальвинском соборе. Объяснял верующим суть кальвинского варианта христианства и прославился как пламенный проповедник и полемист.
А Жан Кальвин заменил священников преподавателями христианской науки (даже женщины преподавали), отказался от колоколов и свечей, от поклонения иконам и мощам святых, от всех молитв, кроме “Отче наш”, от церковной службы на латыни, непонятной простым людям. И ещё все были должны сами читать Библию на родном языке и думать над её содержанием!
Кальвинисты отстаивали идеи социального равенства и свободы слова, осуждали тиранию, анархизм и коммунизм. Они проповедывали, что каждый человек сам кузнец своего счастья. Отсюда их знаменитый лозунг: “Бог помогает только тем, кто сам старается изо всех своих сил!”. Будный добавил к нему требование всегда придерживаться в жизни принципа “золотой середины”.
Если знаешь всё это, то не удавляет то, что все произведения Будного, опубликованные за 30 лет творческой деятельности, — религиозные. Главные среди них следующие: “Катехизис” и “Оправдание грешного человека перед Богом” (Несвиж, 1562), “О главных статьях христианской веры” (Лоск, 1576), “О светской власти” (Лоск, 1583), переводы Нового Завета (1570, 1572, 1574) на старобелорусский (первый) и на польский (2-й и 3-й) языки.
Очень широкий резонанс получил третий перевод. Потому что в предисловии к нему, в замечаниях и комментариях к тексту С. Будный сделал первую в мире попытку радикальной критики Евангелий с точки зрения рационализма. Сам он в 1563 году перешёл из кальвинизма в так называемое арианство (или антитринитаризм). То есть отказался от веры в Святую Троицу (Бог-отец, он же Бог-сын, он же Бог-дух). Ариане говорили, что Иисус Христос был обычный человек, на которого сошёл Святой Дух.
А если это случилось с человеком по имени Иисус, то и каждый другой может как минимум разговаривать с Богом напрямую посредством своей веры в него. “Люди, — призывал Симон, — живите собственным умом, а если что-либо не понимаете, ищите ответы в Святых Книгах!” Для тех времён это была настоящая революция или ужасная ересь с точки зрения и католичества, и православия!
Будный утверждал, что человек состоит из грешного, временно существующего тела и вечной души, неподвластной времени. Поэтому он призывал, чтобы каждый человек всегда помнил про наступление судного дня, все свои поступки согласовывал с заповедями Моисея и Христа, ни при каких обстоятельствах не терял надежды, не тратил время на отчаяние или безделье. Сильная вера и благие дела — главные условия обретения Царствия Небесного и жизни вечной.
А главное место в обществе, согласно Будному, должны занимать учителя и пастыри. И каждый член собора может быть духовным учителем, если ощущает свою способность исполнять эту миссию.
Вся жизнь Будного после возвращения из Европы прошла на Беларуси. В Вильне (1568–1559), Клецке и Несвиже (1560–1565), на Витебщине (1565–1569), снова в Несвиже (1570–1571), Заславле (1571–1573), Лоске (1573–1583), Ивье (1583–1588), Вишневе (1588–1592).
В Несвиже в 1982 году установили памятник С. Будному, который создала Светлана Горбунова. Памятник стоит недалеко от того места, где находилась основанная им типография. В руках Симон держит книгу с эмблемой солнца — символом знаний и мудрости.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube- канале. Подписаться можно тут.