"Дата генератор": 15 декабря 1862 года — наша первая железная дорога

.
.

Тут надо выделить три даты: 15 декабря 1862-го, 16 ноября 1871-го, 16 сентября 1873-го.

Первой линией железной дороги, проложенной на белорусской земле, явился участок Поречье — Гродно длиной 30 вёрст (32 км), сданный в эксплуатацию 15 (27) декабря 1862 года. А он, в свою очередь, был частью магистрали Петербург — Варшава. Так что вокзал в Поречье — самый старый в Беларуси! Ему 158 лет.

Эта магистраль стала второй железной дорогой в Российской империи после линии Санкт-Петербург — Москва. Император Николай I приказал начать подготовку к её строительству ещё в январе 1852 года. Его сын, император Александр II, через пять лет, в январе 1857-го, утвердил смету расходов в сумме 85 млн рублей серебром и поручил привлечь к строительству французских специалистов. Строили дорогу сразу на многих участках, одним из которых был участок Поречье — Гродно. Рельсы везли из Новгорода и Брянска, чугунное литьё из Сморгони, вагоны из Риги, паровозы — из Брянска и Тулы.

По справочнику 1887 года расстояние от Поречья до Варшавы 270 вёрст, до Петербурга 775 вёрст. При станции Поречье построили склады, ремонтное депо, поворотный круг, жилые дома для персонала. В 1890-е годы через Поречье каждый день проходили от 12 до 14 товарных и пассажирских поездов. 

Станция имела клуб и библиотеку для железнодорожников и членов их семей, в клубе работали кружки художественной самодеятельности, был свой оркестр. На привокзальной площади по выходным и праздничным дням работал рынок для жителей окрестных местечек и деревень. Была стоянка конных экипажей, возивших пассажиров в Друскеники, до которых 17 вёрст (18 км). В Поречье появился лесопильный завод, делавший шпалы на экспорт.

В 1869 году началось строительство линии Москва — Брест (через Смоленск, Оршу, Борисов, Минск, Барановичи). 16 ноября 1871 года была открыта станция в Минске с деревянным вокзалом. Он находился в районе перекрёстка Суражской и Московской улиц, возле остановки “Институт культуры”.

В 1871-м началось строительство третьей железной дороги, соединившей порт Либава (ныне Лиепая) с Ромнами в Украине. 16 сентября 1873 года в Минске был открыт деревянный Виленский вокзал и этой линии — там, где сейчас кассы. Деревянное здание заменили каменным в 1891-м.

К чему я всё это рассказываю. А вот к чему. Знаменитый писатель Антон Чехов в письме к издателю Алексею Суворину от 27 марта 1894 года написал, что “в электричестве и паре больше любви к человечеству, чем в вегетарианстве и непротивлении злу согласно учению Толстого”.

И это действительно так. Достаточно сказать, что в конце XIX века 97% всех видов работ на Земле выполнялись за счёт силы мускулов людей и животных. А сейчас невозможно вообразить нашу жизнь без электричества.

С конца ХХ века весь мир переживает новую великую революцию, название которой — цифровизация (компьютеры + интернет). Мы ещё не в состоянии представить себе все её последствия. Но одно уже ясно: повседневная жизнь людей в смысле удобства станет похожей на сказку.

Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.

Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.

Последние новости

Главное

Выбор редакции