"Дни, когда был русский язык, были стрессовыми. Ни о чем другом дети не думали"
“Он — эталон для подражания, и всё”
"В начальных классах он был отличником. Ездил на олимпиады по математике и русскому языку. Ему легко давалась учеба... Он из прекрасной семьи. Я не верю, что он мог такое сделать. Когда дети говорят, что слышали какие-то там крики... Разве кто-то слышал, чтобы он когда-нибудь кричал?.. Не верится, и дай Бог, чтобы это оказалось неправдой. Он всегда со всеми дружил, никогда никого не обидел. Он — эталон для подражания, и всё. Мне трудно говорить", — на этом буквально со слезами в голосе просит закончить разговор первая учительница Д. Вера Викторовна.
Девятиклассник Д., которого подозревают в нападении на учительницу русского языка в столичной гимназии №74, находится в СИЗО. Его родители с момента происшествия сына ни разу не видели. Об этом Еврорадио рассказывает Алеся Зайковская, мать одноклассницы Д., — она входит в группу активистов школы, которые не верят в виновность парня и хотят максимально справедливого и пристального расследования происшествия.
"Мы, все родители этого класса, некоторые учителя, те, кто с ним учился раньше, те, кто учился в гимназии в разные времена, — мы все в шоке. Мы не верим, что это сделал он. Учительница русского языка Валентина Владимировна была очень конфликтной, очень сложной, у нас у всех были жалобы на нее. Мы неоднократно обращались и к классному руководителю, и к директору школы, и наш классный руководитель по нашей просьбе ходил к директору школы. То есть она очень непростая дама, — рассказывает Алеся. — Моя дочь закончила младшую школу на 8-9, а в шестом классе, после прихода Валентины Владимировны, по русскому у нее были пятерки. Сама я с учительницей побеседовала неплохо. Она создает приятное впечатление. Я обещала контролировать дочь, а она пообещала быть менее требовательной. И у нас ситуация выровнялась. Но дни, когда был русский язык, были стрессовыми. Ни о каких других уроках никто не думал — ни моя дочь, ни остальные дети. Дети одевались определенным образом, не дай Бог ей не понравится, они очень ее боялись. Уроки делались даже по ночам. Бывало такое, что дочь до 2-х ночи делает русский, а учительница не спрашивает то, что задавала".
"Она умела зацепить именно личность учеников, а не просто кричала "идиот" или "козёл"
Слова Алеси подтверждает Елена, мать еще одной одноклассницы Д. Обстановка на уроках русского языка будто бы повлияла на здоровье ее дочери. От стрессов девочка некоторое время посещала психолога.
"Она умела зацепить именно личность учеников, а не просто кричала "идиот" или "козел", — объясняет Елена. — Я уверяла дочь, что человек пытается донести свой предмет. Я ходила к завучу. Но понятно, что ничего не будет, раз столько людей жаловалось и все заминалось. Дети боялись жалоб родителей. Моя просто на колени падала: "Мамочка, только не иди в школу".
"Он не боец. У него не было агрессии ни на тренировках, ни в жизни"
По словам Алеси Зайковской, Д. был одним из самых сильных учеников 9А и при этом не имел комплекса отличника: спокойно и философски относился к оценкам. Его отец — врач. Мать очень много внимания уделяла образованию сына, который ещё в начальной школе перечитал всего "Гарри Поттера". Наилучшую характеристику парню даёт и его тренер по рукопашному бою Олег Панченко: Д. занимался у него около 10 лет.
"Знаете, в свете этих событий начинаешь искать его отрицательные стороны. Я не нахожу, — говорит Олег. — Я не верю, что он мог такое сделать. Если докажут, что это он, я просто не представляю, что могло его, спокойного и дисциплинированного, толкнуть на такие действия. Я искренне не верю, что это сделал он. К тому же он не боец. У него не было агрессии ни на тренировках, ни в жизни. Я попробовал его в соревнованиях, но понял, что парень не стремится быть первым, просто занимается для себя. Я сам хотел бы разобраться в этом, что произошло... Не верю..."
"Получается, что учителей защищать надо, а детей — нет?
Свидетелей трагедии в гимназии №74 нет.
"В школе в тот день были открыты все три входа. Видео стоит только над одним. Мог зайти кто угодно. Очень удобно это сделать в школе, чтобы подумали на кого-то из учеников. Следствие другие версии не отрабатывает. Почему? И то, что со стороны администрации школы идёт давление, — это возмущает. Получается, что учителей защищать надо, а детей — нет? У нас есть чувство вины, что мы допустили такое", — переживает Алеся.
Хроника утра понедельника, 23 мая
Родители-активисты даже попытались собрать хронику того времени, руководствуясь информацией с камер наблюдения и разговорами с учителями и детьми.
"8:12. Д. заходит в школу (его привозит мать).
8:15. Разговаривает с учительницей французского языка, она спрашивает, почему он приехал так рано, ведь первый урок отменён.
8:17. Встречает своего одноклассника. В это же время в кабинет русского языка заходит учительница географии. Все в порядке.
8:24. Учительница русского языка Валентина Владимировна звонит дочери и говорит, что на неё совершено нападение.
В 8:31 парень вместе с другом идёт прогуляться на улицу.
8:51. Приходит в гардероб и готовится к уроку физкультуры. В это время ему звонит отец и говорит, что Д. совершил нападение на учительницу. Д. переспрашивает отца, правильно ли он понял его".