Главное — чтобы не прогибались: специалист рассказал о состоянии минских мостов
Фото минских мостов в феврале едва ли войдут в топ красивейших видов столицы. Но отложите панику: несмотря на мрачный вид, падать они пока не планируют. В этом корреспондента Еврорадио на условиях анонимности заверил специалист строительной отрасли Сергей [имя собеседника изменено. — Еврорадио].
“Можно ездить всюду”
После обрушения путепровода на Немиге каждый мост более-менее тревожному пешеходу и водителю кажется подозрительным. Но даже если мост выглядит очень неприглядно и покрыт трещинами, это не значит, что он вот-вот рухнет, говорит Сергей.
Приглядываться к трещинам тоже бесполезно — только невроз заработаете.
— Не стоит бояться. Честно скажу: если вы не видите явных прогибов и отклонений опор в сооружении, вы не определите, в плохом состоянии мост или в хорошем. Даже по результатам обследования это не всегда можно точно определить. Насколько я знаю, мост на Немиге был “в удовлетворительном” техническом состоянии.
И уже после обрушения выяснилось: часть обломившейся конструкции была плохого качества изнутри. При том что снаружи бетон выдавал прочность, которая удовлетворяет нормативным актам.
И даже если вам ну совсем не нравится, как выглядит мост, инструментальные расчёты покажут, что никаких глобальных решений для его ремонта не нужно.
— Есть ли в Минске мосты, по которым вы советовали бы не ездить друзьям?
— Таких мостов нет. Я советовал бы ездить по всем сооружениям. Обрушение, подобное тому, что случилось на Немиге, — очень редкий случай.
Мостовое хозяйство у нас достаточно финансируется. В него вкладывается больше средств, чем в те же обычные автомобильные дороги. Почему? Это результат обрушения моста над Припятью под Житковичами. То обрушение показало, что к мостам нужно относиться с должным вниманием. Почти все мосты схожей конструкции в Беларуси уже заменили — осталось несколько штук.
Невеликолепная семерка
Вскоре после обрушения моста на Немиге “Гордорстрой” заявил, что планирует реконструировать или капитально отремонтировать семь минских мостов.
Пожалуй, самый известный из них находится в районе станции “Минск-Сортировочный”.
— Этот мост хорошо спроектирован — у нас вообще очень редко встречаются ошибки проектирования или строительства. Проблема всех наших сооружений — в эксплуатации.
Да, мост уже требует ремонта. По нему это видно: деформационные швы не в порядке, там постоянно выполняют ямочный ремонт.
При ремонте здесь будет применена та же схема, которая сейчас применяется на Немиге, — на мой взгляд, самая живучая из существующих. Это значит, пролётные строения объединят в единое целое с опорой. Такая схема улучшает работу пролётного строения.
Заметят ли водители, что мост закрыт на реконструкцию? Как быстро можно выполнить эту работу? Сергей говорит, что если строить в условном “поле”, то даже такой огромный мост, как на “Минск-Сортировочный”, можно построить за полгода.
Но речь не о “поле”, а о транспортном узле, который в том числе затрагивает железнодорожные перевозки. Остановить движение железнодорожного транспорта нельзя, работать придётся “в окна”. То есть три часа поработали — ждём, когда проедут поезда.
— К тому же коммуникации, а их у города много — газ, водопровод. Иногда при ремонте мостов возникает необходимость переложить коммуникации. А это и серьёзные деньги, и время. Впрочем, обещают этот мост отреставрировать быстро.
Что делать, если я вижу, что с мостом что-то не так?
За состоянием мостов следят специальные организации. Как минимум раз в месяц осматривается каждое сооружение. Специалист изучает, появились ли изменения в конструкции, трещины. Исходя из этого решают, что предпринять — нужно ли бить в колокола.
А кроме этого регулярного осмотра есть и регламентное обследование. Его заказывает организация, которая держит мост на балансе. Старые сооружения обследуют примерно раз в пять лет. В зависимости от результатов обследования назначаются работы, которые нужно выполнить. Например, каждые 15 лет происходит замена гидроизоляции, мостового полотна.
Две главные проблемы, с которыми может столкнуться мост, — вода и перепады температур.
— Вода — один из самых страшных врагов мостового сооружения, она нарушает гидроизоляцию, и воды с мостового полотна попадают в конструкции моста.
Ещё один враг мостов — знаменитые “переходы через ноль”. В конце и в начале зимы, когда температура часто меняется, дороги приходят в негодность. Но при проектировании мостов параметры материалов учитываются, и с каждым годом требования к морозостойкости и водонепроницаемости бетонов повышаются.
Как фуры усложняют жизнь мосту
Хороший мост может прослужить сто лет. И каждые 25 лет он нуждается в капитальном ремонте. Капитальный ремонт — это и восстановление поверхностей, и удаление солей из конструкций, и замена мостового полотна, и восстановление перил. Но если обследование моста покажет, что конструкция в порядке, то капитальный ремонт можно отложить. Порой достаточно провести текущий ремонт.
А вот некоторые сооружения нужно не просто ремонтировать, а реконструировать. И не только потому, что они “износились”, но и потому, что по ним стало ездить больше тяжёлых машин. И с учётом этих реалий в начале 2000-х были пересмотрены требования к мостам.
— Тогда для мостовых конструкций были увеличены расчётные нагрузки. Это связано с тем, что техника совершенствуется, становится более грузоподъёмной — и весит больше. А вся экономика у нас в основном завязана на автомобильные грузоперевозки, поэтому многие сооружения нужно реконструировать — усиливать опоры, менять пролётные строения, — говорит Сергей.
Сергей ещё раз повторяет: несмотря на происшествие на Немиге, бояться мостов не стоит. Если визуально вы не видите, что мост прогибается, — всё в порядке.
— При проектировании все коэффициенты закладываются так, чтобы попросту проблему можно было увидеть перед тем, как мост упадёт.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.