Грант закончился, директор во Вьетнаме: что будет с минским велодвижением?
Минское велосипедное общество объявило о серьёзных изменениях в 2020 году. Три года назад МВО получило грант от Евросоюза, но теперь он подходит к концу.
“Почти закончился большой проект при финансовой поддержке ЕС, и у меня, как и у моих коллег, больше нет оплаты труда”, — пишет в “Фейсбуке” директор организации Анастасия Янчевская. Сейчас она во Вьетнаме — взяла денег в долг и уехала до апреля.
“С 20 марта я открыта для предложений о работе!” — добавляет девушка. Что будет дальше с велодвижением в Беларуси?
Новый грант — не раньше чем через год
Из поста Янчевской можно сделать вывод, что грант ЕС составлял $600 тысяч. Несмотря на его окончание, в МВО не грустят. В планах на ближайшее время — провести форум “ПраРовар”, велокарнавал “Viva Ровар!” и Европейскую неделю мобильности, а также организовать серию публичных лекций с известными урбанистами. И найти новые гранты или научиться работать без обильного финансирования со стороны.
Пресс-секретарь МВО Татьяна Жарносек рассказала Еврорадио, что фактически проект Евросоюза ещё продолжается. Но теперь только в регионах:
“Грант завершился на минские проекты, но у нас ещё остались региональные проекты, где были свои мини-гранты. Пока мы ничего не выиграли, но мы продолжаем подавать наши проекты в другие фонды”.
Впрочем, оставленный в Минском велосипедном обществе за главного Максим Пучинский говорит, что с другими грантами пока не срослось:
“К сожалению, нам отказали в гранте от Европейского союза. Мы ожидаем ответ ещё на несколько заявок, продолжаем искать и подаваться на другие гранты. Ровно подобрать финансирование к завершению очередного гранта очень сложно”.
По словам Максима, закончившийся проект — уже десятый, который МВО реализовывает на деньги Евросоюза. Но этот был самый крупный. Перед ним был проект “Воложинские гостинцы” — разработка веломаршрутов по Воложинскому району. И перерыв в финансировании, после которого удалось выиграть трёхлетний грант.
Даже если ближайший возможный партнёр подтвердит заявку МВО, скоро денег ожидать не стоит: процедура регистрации финансовой помощи в Беларуси может затянуться на год. Всё это время участники движения будут работать на волонтёрских началах.
Крути педали
Чтобы сохранить прежнюю команду и обеспечивать её работу за счёт членских взносов, в МВО должно вступить около 5 тысяч человек. Сейчас в организации около 500 участников.
Кроме наращивания организации, МВО планирует монетизировать свою экспертную деятельность:
“За время проекта мы очень сильно выросли, — рассказывает Максим.— На данный момент в организации собрались люди, которые чуть ли не лучше всех в стране понимают, как развивать велодвижение, как делать велопарковки, велогаражи — различную велоинфраструктуру. У нас есть понимание, есть опыт, и это действительно можно как-то монетизировать и предоставлять свои консультационные услуги”.
Также планируется краудфандинговая кампания по расширению и реализации в Минске инфраструктурных проектов.
“Такие проекты должны работать комплексно, а не точечно. ГАИ готово и дальше сотрудничать с нами, когда мы разрабатываем проектные решения, а они реализуют, — добавляет Максим Пучинский. — На очереди: продолжение велополосы на улице Веры Хоружей”.
Сейчас кто куда
Из десяти человек на время перерыва в финансировании в МВО останутся практически все, но без зарплаты и как волонтёры:
“Председатель правления Павел Горбунов, директор Анастасия Янчевская, наш велоофицер Павел Нищенко и я. Также у нас останется наш PR-менеджер Таня Жарносек и ещё несколько человек, — перечисляет Максим Пучинский. — Мы продолжим работу по вопросу, как делать Минск более велосипедным, продолжим проводить основные мероприятия. Правда, теперь уже не в том объёме, но всё это будет".
“Раньше мы могли работать полное время: финансирование позволяло содержать команду на зарплате. Теперь её больше нет, мы вынуждены искать подработки, чтобы банально существовать, — добавляет Татьяна Жарносек. — Поэтому сейчас кто куда: кто-то ищет другие проекты, кто-то волонтёрит для нас и работает в другом месте. У нас есть пожертвования и членские взносы, которые будут покрывать какие-то наши расходы”.
По словам Татьяны, команда большая, настроения у всех разные: “Руководители сейчас в отпуске за границей, но оттуда продолжают вести дела, постоянно с нами списываются и созваниваются. Настроение рабочее: ищем другие варианты, как всё делать дальше. У нас уже запланированы мероприятия, мы не можем от них отказаться. Мы понимаем, что момент переломный, но мы этого ожидали и готовились”.
“Гараж 38” остаётся, “ПраРовар” станет платным
Минское велосипедное общество не планирует отказываться от своих основных проектов, включая традиционный “ПраРовар”. У форума появились спонсоры, но в этом году участникам придётся оплачивать взносы.
“Останутся наши любимые и основные мероприятия, такие как “Рождественская велопрогулка”, “Велопрогулка в честь Европейской недели мобильности”, раздача фруктов в рамках акции "30 Дней на велосипеде”, — продолжает Татьяна.
В 2020 году МВО планирует привезти в Минск пять “рок-звёзд” урбанистики и организовать их публичные лекции. Список ещё не сформирован, организаторы открыты для предложений. Волонтёрские проекты “Гараж 38” и “Велошкола” сохраняются.
Итоги 2019 года и трёхлетнего проекта будут подведены весной. Общее собрание организации пройдёт 11 апреля.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.