Хоменко: Однажды мы проведём калядный карнавал на проспекте Скорины!

Хаменка: Аднойчы мы правядзём калядны карнавал на праспекце Скарыны!

Накануне Рождества в студию Еврорадио мы пригласили фолк-музыкантов и фольклористов Олега Хоменко и Сергея Долгушева и расспросили о том, зачем современному белорусу знать традиции, как должен выглядеть калядный обряд в городе, откуда на наших праздниках взялась коза, когда выбрасывать ёлку и зачем пускать домой калядовщиков.

Кстати, 25 декабря в клубе Re: Public пройдёт "главная ёлка для взрослых" с участием наших гостей ― групп "Палац" и Vuraj, а также "Стары Ольса", Znich, Irdorath и других. Сергей Долгушев также приглашает детей и родителей на показы калядной сказки "Про козу и Петра", которые будут проходить в минском кафе "Грай" с 26 декабря по 6 января.

Слушать разговор полностью:

Интересные цитаты:

Олег Хоменко: Когда мы заявили, что у нас есть страна, что у нас есть народ, который хочет стать нацией, возрождать традиции не просто нужно, а жизненно необходимо.

Олег Хоменко: Коза ― это первое животное, увидевшее рождение Спасителя. Она же жила в хлеву, где Христос родился. Но коза была частично вычеркнута из истории, так как является символом Зевса, который был вскормлен козьим молоком.

Сергей Долгушев: Если на Лепельщине спросить, водили ли у них козу, ответят, что нет. Мол, мы женили Терешку. И вот в этом обряде есть игра "Вишенка": стоят мужчины, держат девушку, и "жених" должен подпрыгнуть и поцеловать её. И есть много игр, в которых фигурируют "князь" и "княгиня". Говорят, со времён Полоцкого княжества этот обряд сохранился. Видно, что в нём отразилась та самая "светская" часть Рождества, которую организовала в том числе и знать.

Олег Хоменко: Коза идёт впереди шествия, за козой ― вифлеемская звезда, которая показывает, где родился Спаситель. За ней ― калядовщики, которые ищут тот самый двор. И эта форма поиска двора, где родился Спаситель, является шествием, переработанным сейчас в карнавал. К тому же это имеет социально-стратегическое значение. И по этой причине сохранить козу или образ козы очень важно.

Хаменка: Аднойчы мы правядзём калядны карнавал на праспекце Скарыны!

Олег Хоменко: Рождество ― праздник городской или деревенский? Цивилизационный! Хоть в городской среде он появился примерно в XV веке. Но нужно сохранить стержневую позицию ― зайти в каждый дом, в каждую квартиру, хотя в том мире, где мы живём, с домофонами и всем остальным, приходится подстраиваться. Адаптация к современности должна сохранить мифологию и отношение к этому празднику.

Сергей Долгушев: В Давид-Городке до сих пор живёт традиция "Коники". Это городской праздник, в котором принимают участие все горожане: лошадь водят от маленьких детей до пожилых людей, которые потом собираются на главной площади и поют песни. Есть легенда, как появился в Давид-Городке коник впереди рождественского шествия. Было важно, чтобы в шествии 25 декабря участвовал ксёндз, и даже калядная звезда хранилась в храме ― это было абсолютно нормально. И вот священник в Давид-Городке категорически отказался идти за козой. Тогда люди спросили: "А за лошадью пойдёте?". Он согласился, и с тех пор пошли коники. Это явление зафиксировано в XIX веке.

Олег Хоменко: Каляду водили до самого Крещения. После него и ёлку надо выбрасывать и не маскироваться вплоть до следующих Каляд. То есть ты уже человек, всё!

Олег Хоменко: Вся эта "оттепель", может, и приведёт к тому, что мы однажды проведём рождественский карнавал на проспекте Скорины. Но власти боятся, что повыходят люди в масках на проспект, и что это будет? Ведь непонятно, как это будет контролироваться. К тому же это должно быть не по приказу: "Быть всем студентам, иначе лишим интерната. Всем выйти на Каляды! ". Ни в коем случае! Это совершенно естественное желание. Это должно выглядеть как масленичный карнавал в Рио-де-Жанейро.

Хаменка: Аднойчы мы правядзём калядны карнавал на праспекце Скарыны!

Олег Хоменко: В деревенском окружении шествие было стержневым действием, когда калядовщики шли по главным деревенских улицам. А в городе они должны ходить по большому проспекту, а возглавлять его должны и чиновники, и наиболее известные люди, и куклы всех наших персонажей, но размерами с тех, как в Рио. Это привлечение внимания всего мира. Если мы этого не сделаем, то какая-нибудь Украина или Россия украдёт нашу идею и устроит это у себя.

Сергей Долгушев: Хочется, чтобы на бытовом уровне люди поняли сам смысл Каляд. Ведь не раз во время Каляд по разным городам и местечкам я сталкивался с тем, что люди думают, будто к ним какие-то попрошайки пришли. Мол, они что-то просят, и им нужно дать. Но они не понимают, что люди наоборот пришли пожелать им счастья и благополучия, что это обмен энергией.

Олег Хоменко: Колядовщики шли по домам искать Спасителя, их одаривали за это. И это стержневая легенда нашей цивилизации вообще. Поэтому как от этого отказываться? Бабушки плакали, когда калядовщики не заходили...

Последние новости

Главное

Выбор редакции