А хто там ідзе? Как белорусские стартапы приживаются в Польше

А хто там ідзе? Как белорусские стартапы приживаются в Польше

Из Беларуси массово уезжают специалисты высокого уровня. В их числе белорусские гордость, мозги и деньги — айтишники. Многие из них выбирают для эмиграции Польшу. 

Кто они и какие высокотехнологичные продукты создают и развивают? Какие возможности открыл для них релокейт? Кто и как помогает им справиться с “трудностями перевода”? Какие коррективы в их жизнь внесла война? Об этом белорусские стартаперы рассказали Еврорадио.

Из локального бизнеса — в  международный стартап

Георгий Качановский встречает нас на платформе железнодорожного вокзала Кракова вместе со своей собакой Верой. Причина переезда из Беларуси написана у него на лбу: мужчина пришел в кепке с логотипом штаба Бабарико. Мы идем домой через центр Кракова, и Георгий рассказывает, как приехал сюда с женой девять месяцев назад.

С Краковом случился “мэтч”: предприниматель понял — вот он, тот самый город для жизни. Здесь семья чувствует себя в безопасности, и сейчас это особенно важно: пара ожидает рождения дочки. По словам мужчины, несмотря на то, что они иностранцы, после появления ребёнка Польша выплатит им материальную помощь. И таких “бонусов” в новой стране много, это подкупает.

В Польше Георгий продолжил развивать свой стартап ScootAPI — сервис для шеринга электросамокатов. Идея проекта родилась три с половиной года назад в Беларуси благодаря мультику South Park.

“В 2018-м вышла новая серия про то, как дети клянчат конфеты на шеринговых электросамокатах. Я понял: что-то большое произошло в Америке. Погуглил — две большие компании Lime и Bird привлекли большой раунд финансирования. Понял, что это будет большая история и нужно лучше узнать, как же работают эти шеринговые самокаты…”

За свои сбережения Георгий отправился в Китай, чтобы разобраться, как устроен самокатный бизнес. В Китае познакомился с производителями самокатов, которые водили его на фабрики и показывали весь цикл сборки. Георгий признаётся: поездка сформировала представление о том, как запускать стартап по кикшерингу.

Для запуска проекта в Минске нужны были 120 тысяч долларов. Инвесторы отказали. Тогда предприниматель совершил пивот — резкий поворот, который меняет профиль проекта.

“Я поменял идею с локального бизнеса в Беларуси на международный стартап. Понял, что мне нужны деньги на написание качественного софта, который я буду продавать предпринимателям по всему миру”.

А хто там ідзе? Как белорусские стартапы приживаются в Польше
Георгий Качановский / Еврорадио

Друг-программист написал ПО для продукта — и инвесторы поверили в стартап по модели White Label. Теперь предприниматели из Европы и Южной Америки покупают у ScootAPI софт и открывают прокат самокатов под своим брендом, не на правах франшизы.

“Сегодня мы продаём клиенту софт для управления парком электросамокатов. Но наша задача — стать так называемым One-Stop-Shop, где клиент покупает у нас и самокаты, и программное обеспечение. Мы знаем, какие самокаты долго служат, обладают высокой точностью передачи данных и дешёвые в обслуживании”.

Сейчас для закупки самокатов ScootAPI нужны инвестиции на сумму 350 тысяч евро. Это поможет бизнесу прийти в маленькие города всего мира.

В начале марта Георгий Качановский запустил ещё один, незапланированный, проект — ICANHELP. Платформа помогает беженцам из Украины найти бесплатное жильё в городах Европы. Сервис работает по принципу Airbnb. Более 10 тысяч пользователей оставили заявки о предоставлении бесплатного жилья для беженцев. Более 5 тысяч украинцев уже нашли приют с помощью платформы.

Помогать своим 

Помочь белорусским айтишникам легко и быстро освоиться в Польше взялась маркетолог Вероника Линдоренко. С её подачи осенью 2021 года в телеграме зародилось сообщество белорусских стартапов в Польше — Ū-hub. Развиртуалилось быстро: “живые” митапы, мастер-классы, питчи и просто посиделки в кафе… Комьюнити насчитывает почти 800 участников.

“Почти все стартаперы в Ū-hub — мигранты. Мы поддерживаем друг друга морально и информационно. В комьюнити можно отыскать информацию по легализации в Польше, найти коллег и сотрудников в свою компанию, устроиться на работу, выйти на инвесторов и постоянно быть в курсе новостей о том, чем живёт и как изменяется мир стартапов в Польше, обратиться за советом к тем, кто уже освоился в новой стране…”

Одна из задач Ū-hub — помочь белорусским айтишникам с нетворкингом. С украинским комьюнити подружились сразу. Сейчас хотят влиться в польское стартап-сообщество: местные предприниматели лучше ориентируются внутри своей стартап-экосистемы и этим будут полезны белорусам. Первые шаги в интеграции уже есть: Вероника договорилась, чтобы в ивентах для иностранных стартаперов участвовали и белорусы.

По сути, Ū-hub — это тоже стартап. Правда, пока он находится на стадии тестовой версии.

“В будущем мы хотим создать сайт и платформу. Сайт будет служить визиткой для партнёров, для СМИ. Поляки говорят: “А где вы? Кто вы? Вас нет”, — рассказывает Вероника.

А хто там ідзе? Как белорусские стартапы приживаются в Польше
Вероника Линдоренко / Еврорадио

Польский инвестор предлагал финансировать в развитие белорусского комьюнити, но Вероника отказалась: ещё рано, хочется сохранить независимость проекта. Да и цели зарабатывать на комьюнити у команды Ū-hub пока нет. Главная задача — помогать своим. К тому же у девушки есть основная работа в украинском стартапе, поэтому рулить сообществом приходится в свободное время.

С начала войны чаты белорусского комьюнити Ū-hub разрывались от сообщений с желанием помочь украинцам. Вероника и здесь взяла на себя роль координатора: знакомила, организовывала и собирала людей для создания платформ помощи беженцам.

Стать “единорогом”

В 2020 году белорусу Никите Абросимову пришлось решать, в какую страну релоцироваться со своим стартапом. Выбрал Польшу. Уезжал с командой по программе Poland. Business. Harbour. Этот вариант оказался наиболее привлекательным.

“По некоторым признакам Польша проигрывала странам Балтии. В частности, по корпоративным налогам. Но с точки зрения рынка труда — здесь легче находить местных сотрудников, сюда проще релоцировать людей, потому что есть программы экономической поддержки. Польша открыта для высококвалифицированных иммигрантов”.

Никита — сооснователь стартапа WeatherWell. Продукт запускают совместно с компанией Palta. С помощью приложения метеочувствительные пользователи могут бороться с негативной реакцией организма на погоду. Никита признаётся: он и сам “зависит” от погоды, передалось от мамы. Но в его работе это только преимущество.

“Основные две задачи, которые мы решаем, — это что и когда будет происходить с пользователем. Условно, это ответ на вопрос: “Будет ли завтра в обед у меня болеть голова?”. Вторая задача, которую мы решаем — “Что с этим делать?”. Желательно превентивно. Для этого в нашем штате работает врач”.

А хто там ідзе? Как белорусские стартапы приживаются в Польше
Никита Абросимов / Еврорадио

Во время работы над продуктом команда столкнулась с недостатком медицинских исследований, которые доказывают влияние погоды на организм человека. Тогда решили: проведём свое. Пользователи WeatherWell фиксировали свои симптомы, которые легли в основу исследования.

“С точки зрения научной базы мы стали первой компанией в мире, которая на собственных данных доказала связь между погодой и здоровьем. Мы собрали достаточное количество симптомов и вместе с нашим врачом подтвердили связь между погодными явлениями и их влиянием на здоровье человека. К этому относятся мигрени, боль в суставах, проблемы с сердцем, кожные аллергии…”

Над продуктом WeatherWell работают 20 человек из Варшавы, Лондона, Хельсинки, Кейптауна. Релиз новой версии WeatherWell запланирован на начало апреля. Планы на будущее — амбициозные.

“В течение ближайших лет хотелось бы стать “единорогом” — компанией с капитализацией больше одного миллиарда долларов. Но самая большая цель — это стать продуктом номер один в домене “Здоровье человека”, который ассоциирован с погодой”.

По мнению Никиты, релокация в ЕС только приближает к этим целям. Главное преимущество в том, что компания, которая “живёт” в Евросоюзе, увеличивается в стоимости по сравнению со странами СНГ: инвесторы несут меньше рисков.

Новое хобби

Квартира Веры Грицель больше похожа на оранжерею. С порога чувствуется аромат свежих цветов и весны. Здесь повсюду — розы, тюльпаны, ранункулюсы, комнатные растения и сухоцветы… Эти цветы скоро “поедут” к клиентам.

А хто там ідзе? Как белорусские стартапы приживаются в Польше
Алла Деревянкина / Еврорадио

В Варшаву Вера переехала из Минска, её подруга Алла Деревянкина — из Волковыска. Девушки познакомились на работе в польской IT-компании. В прошлом году Алла перенесла сложную операцию и столкнулась с выгоранием. На прежнюю работу возвращаться не хотела, решила: пора что-то менять. Вера в это время окончила курсы по маркетингу для стартапов. Подруги решили запустить бизнес. Идею подсмотрели у британского блогера, у которой была подписка на еженедельную доставку цветов.

“Многие любят, чтобы у них дома постоянно были живые цветы, которые долго не увядают. А в супермаркетах и магазинах цветов букеты порой не первой свежести. А ещё не у всех есть время и желание ходить покупать цветы. Наша доставка цветов по подписке снимает все головные боли. Мы закрываем потребность в эстетике, свежести букетов, экономии времени…”

Проект по доставке цветов назвали Quokka Flowers — в честь австралийского зверька, который питается растениями и умеет улыбаться. Вера и Алла хотели привозить клиентам самые свежие цветы в Варшаве. До первых заказов подруги несколько месяцев изучали рынок, искали поставщика, закупали цветы и учились собирать букеты, тестировали сроки свежести. Сегодня их покупатели могут выбрать, как часто хотят получать бокс с цветами. Девушки рекомендуют подписываться на доставку раз в две недели. Букет выстоит и сохранится до “приезда” следующего.

К удивлению подруг, при запуске стартапа возникли проблемы с упаковкой. Оказалось, в Варшаве почти невозможно заказать прямоугольные картонные коробки. Производители называли заоблачную цену или предлагали заказать боксы в огромных объёмах.

Найти упаковку оказалось сложнее, чем зарегистрировать стартап. Вера и Алла открыли ИП за 40 минут. Искать деньги на развитие стартапа решили через акселератор. Подготовили презентацию и питч, но неожиданно встретили польского инвестора, который поверил в продукт.

А хто там ідзе? Как белорусские стартапы приживаются в Польше
Вера Грицель / Еврорадио

Пока Quokka Flowers есть только в инстаграме. Но подруги готовятся запустить сайт и приложение. Задача номер один — убедить клиента скачать приложение. Девушки хотят размещать в приложении медитации и телесные практики.

В ближайшее время Вера и Алла планируют наладить доставку букетов по всей Польше. Как-то они уже высылали тюльпаны в Люблин, но случился факап. В точке Б коробка с цветами выглядела так, будто она прошла полосу препятствий. И хоть цветы сохранились, клиент был не особо доволен.

С каждым месяцем у Quokka Flowers клиентов становится всё больше. Интерес к продукту девушки объясняют тем, что их стартап — больше, чем просто доставка цветов по подписке. 

“По сути, мы придумали новое хобби. Каждый наш клиент может примерить на себя роль флориста. Достаточно заказать бокс, посмотреть пятисекундный туториал, как собирать букет. Людям это нравится, они отдыхают, отвлекаются”.

Помочь стартапам из СНГ привлекать инвестиции в Евросоюзе

С Владиславом Буйденко встречаемся в воскресенье вечером в его варшавском офисе. Для такого времени здесь неожиданно многолюдно: команда работает над платформой помощи беженцам из Украины. Влад — украинец, живёт в Варшаве. На момент нашей встречи его семья находится в одной из самых горячих точек Европы — под Киевом.

На вопросы Влад отвечает торопливо, спешит вернуться к работе. Он вспоминает, как в первые дни войны перед глазами мелькали тысячи предложений о помощи в соцсетях. Но быстро терялись в потоке других сообщений или становились неактуальными. Влад решил создать площадку, на которой всё будет централизованно. За четыре часа собрал команду волонтёров. Работать над pomocua.com вызвались белорусы, россияне, грузины…

На сайте две опции: “хочу помочь” и “нужна помощь”. Пользователь выбирает нужную, заполняет анкету — заявка готова. Волонтёры проекта обрабатывают запросы и соединяют людей. Но проблемы остаются. Например, не каждому подойдёт онлайн-формат. Среди тех, кто хочет помочь беженцам, много пенсионеров. А заполнить гугл-таблицу может не каждая бабушка. Для этого команда откроет “горячую линию” и привлечёт волонтёров, которые будут координировать процесс помощи.

“Нам важно плотно сотрудничать с польскими СМИ. Мы выходим на местных блогеров и селебрити, которые будут из каждого утюга рассказывать о нашей платформе помощи”, — говорит Влад.

А хто там ідзе? Как белорусские стартапы приживаются в Польше
Владислав Буйденко / Еврорадио

Собрать команду и быстро запустить платформу помощи во многом помогла основная работа и широкий круг знакомств. Он — сооснователь фонда по развитию предпринимательства FBA в Польше. Легализоваться, релоцироваться или запустить высокотехнологичный стартап в незнакомой стране — это к нему. Зарегистрировать дело в FBA обещают за один день.

“Мы берём на себя полный цикл: бухгалтерское ведение, юридическое, помощь с налогообложением. Мы помогаем стартапам из СНГ привлекать инвестиции и получать дотации из ЕС. Хотим помочь предпринимателю расти в Евросоюзе”.

Основные клиенты FBA — граждане Беларуси и Украины. Преимущественно айтишники. В последний месяц их приезжает в Польшу всё больше.

При поддержке “Медиасети”

Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.

Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.

Последние новости

Главное

Выбор редакции