Иван Кирчук: Моя коллекция должна работать — это не музей
15 июня в Институте культуры Беларуси открывается этнолаборатория. Ее базу составляет коллекция музыкальных инструментов лидера этно-трио "Троица" Ивана Кирчука, работающего в учреждении старшим преподавателем.
"Моя мечта сбылась спустя 33 года, — не скрывает радости Иван Иванович. — С 83-го года я имею два музея. Один, этнографический с Батлейкой, находится в Варшаве у моих друзей, потому что его негде здесь выставить. Второй, музей музыкальных инструментов, три года назад выставлялся в Заславле, и я с этими сундуками и ящиками уже подустал искать место. Были предложения, но получалось, что нужно было снова забивать гвозди в стену, и никто не вкладывал в это деньги. В институте культуры Беларуси я рассказал директору Ирине Лаптенок, что имею такие музеи, и предложил их использовать. Она встретилась с дизайнерами, которые отлично поработали, так, чтобы сделать выставку всего, что есть, нам нужны три-четыре зала. А они придумали так, чтобы эти инструменты, висящие, можно было использовать на занятиях со слушателями, ведь бывает, что я даю лиру, барабан, сам беру свирель или дудочку, и мы делаем различные сцены, на которые есть время. И вот благодаря усилиям института, спустя 33 года есть одна комнатка, в которой будет хорошо работать, потому что все под руками".
В общем, все начинается в 83-м году, когда Иван Кирчук вместе с отцом устраивает "экспедицию" по родственникам и привозит из нее машину рушников, покрывал, збанов и других артефактов. Сначала артефакты находят убежище в Культпросвет-училище, где Иван Иванович работает в течение 14-ти лет. Потом артефакты, которых за это время становится больше и к которым добавляются музыкальные инструменты, переезжают в педуниверситет, где Кирчук преподает народное искусство студентам. Правда, за 18 лет работы лидер группы, который проводит сложные спектакли со студентами и ездит с "Троицей" по всему миру, тем самым принося славу стране, так и не получает собственного кабинета. Поэтому инструменты кочуют по аудиториям, дачах, репетиционных точках "Троицы" и ждут "своего часа".
В Институте культуры Беларуси у Кирчука нет времени создавать большие программы, так как слушатели учреждения приезжают сюда только на две недели. Однако вместе они просматривают различные программы на видео, просят у Ивана подсказки по вопросам народных праздников и могут пользоваться папкой "Иван Кирчук" в библиотеке, которая содержит много материалов, касающихся фольклора и обрядов.
Иван Иванович подчеркивает, что этнолаборатория — это не музей, а учебная аудитория:
"Коллекции не место в музее. Она должна вот так работать. Видите, сегодня рушники, покрывала украшают алтари на воду, землю, предков, что я придумал. Если они будут просто в сундуках лежать — это одно, а если люди будут видеть красоту поясов, всех вещей, которые были в моноспектакле, мне кажется, что в использовании и есть смысл взимания экспонатов".
Перед тем, как открыть дверь этнолаборатории, Кирчук показывает присутствующим фрагменты своего моноспектакля "Дорожка", в котором демонстрирует "деятельность" артефактов и музыкальной коллекции.
Иван Кирчук — это человек-эпоха, который вобрал все лучшее из XIX-XX веков и перенес, дал его нам, нынешним, — говорит певица и фольклорист Любовь Сивурова. — Кирчук — человек-оркестр, человек-ученый, человек-вселенная и человек национальный. Это лучший пример того, как человек может развиваться, несмотря на всякие трудности, на отсутствие того или другого, если любит свое дело. Кирчук исполнил свою мечту наконец. Он получил место, где может создавать проекты, реализовываться, где имеет возможность отдать то, что накопил за жизнь. И я очень рада за него".
Этнолаборатория позиционируется как экспериментальная и творческая мастерская по изучению инструментов, народных праздников и обрядов. Здесь же находится 2000 дисков world-music, которые Кирчук приобретал во время гастролей по всему миру, книги по этнографии и фольклору, рушники и покрывала, найденные в экспедициях, рок-короны и другие награды, полученные "Троицей", "Батлейка", а также произведения народных мастеров — знаменитые "деревянные человечки" резчика Николая Тарасюка и деревянная скульптура Михаила Рышкевича.
Посетить лабораторию можно, позвонив в Институт или непосредственно Ивану Ивановичу, ведь одно дело — посмотреть на коллекцию, другое — послушать рассказ из уст главного белорусского шамана.