Изменение избирательного законодательства. На что согласятся власти?
Помимо остальных требований, Евросоюз склоняет Беларусь к изменению избирательного законодательства. Еврорадио попыталось узнать, каких ожидать перемен. По словам пресс-секретаря Центральной избирательной комиссии Николая Лозовика, группа, которая будет заниматься внесением этих избирательных изменений, уже создана и даже работает над новым законодательством.
Николай Лозовик: “Я знаю, что сейчас работает группа, в которую входят представители БДИПЧ ОБСЕ и Национального центра законопроектной деятельности. Это орган, который у нас в Беларуси разрабатывает проекты законов. Поэтому как только такой документ будет внесён, рассмотрен парламентом, мы соответственно будем менять под этот закон или этот указ отработанную технологию проведения выборов. Пока у меня документа нет”.
Среди требований Евросоюза есть гарантированное включение представителей оппозиции в избирательные комиссии на всех уровнях и гарантирование реальной возможности для наблюдателей следить за процессом подсчёта голосов.
Однако, как выяснило Еврорадио, прописывать такие условия в Избирательный кодекс будет почти невозможно. Хотя бы потому, что в законодательствах самих европейских стран не прописаны такие мелочи.
Как считает председатель Белорусского Хельсинского комитета Олег Гулак, руководствоваться надо сложившимися в стране традициями. Если европейцы и без указания в законе допускают оппозицию в избирательные комиссии и независимых наблюдателей к подсчёту голосов, то им и не надо это прописывать в законе. В Беларуси же, к сожалению, сложилась другая ситуация.
Олег Гулак: “Надо понимать, что законодательство — штука такая, которая пишется в соответствии с традицией, существующей в государстве. Если некоторые вещи общепонятны и традиционно сложились, то, может, это можно и не регулировать законодательством. Но в нашей стране это обязательно должно быть в законодательстве. Поскольку к этим вопросам такое внимание привлечено, такие неоднозначные объяснения — то надо, чтобы было прописано точно и однозначно”.
Вся надежда на то, что отказ от изменений в Избирательный кодекс будет восприниматься Европой как нежелание договариваться.
Олег Гулак: “Прежде всего надо исходить из принципа разумности. Не надо становиться на формальные рельсы и требовать: вот вы запишите именно так, как записано у нас. Или наоборот — мы запишем так, как у вас. Софистические приёмы можно применять, но тогда, когда нет реального желания договориться”.
Однако каждый шаг расписать в законодательстве всё равно не получится. Всё равно придётся надеяться на честность правоприменительной практики в Беларуси.
Олег Гулак: “Невозможно расписать каждый шаг. Законодательство не может быть таким детализированным, чтобы расписать, на сколько метров, правой рукой поднимать бюллетень или левой”.
Интересно, что комиссия Палаты представителей, которая теоретически может заниматься изменениями в избирательное законодательство, пока не в курсе дела. Как рассказал Еврорадио заведующий Комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению и регламенту Валерий Соболев, о созданной группе он ничего не знает.
Валерий Соболев: “К сожалению, вы знаете больше меня”.
А вот заместитель руководителя Национального центра законодательства и правовых исследований Людмила Парфёнова оказалась в курсе дел. И подтвердила Еврорадио, что сама входит в группу, разрабатывающую новое законодательство. Но, по словам Людмилы Парфёновой, говорить о каких-либо конкретных изменениях пока рано.
Людмила Парфёнова: “Из нашего центра в том числе и я вхожу в эту группу. Мы пока сейчас работаем над подготовкой проекта закона об изменениях в Избирательный кодекс. Больше информации, к сожалению, я не могу вам сказать”.
Только после того, как документ будет подготовлен, можно будет говорить, как это отразится на работе самого Центризбиркома.
Фото bymedia.net
Николай Лозовик: “Я знаю, что сейчас работает группа, в которую входят представители БДИПЧ ОБСЕ и Национального центра законопроектной деятельности. Это орган, который у нас в Беларуси разрабатывает проекты законов. Поэтому как только такой документ будет внесён, рассмотрен парламентом, мы соответственно будем менять под этот закон или этот указ отработанную технологию проведения выборов. Пока у меня документа нет”.
Среди требований Евросоюза есть гарантированное включение представителей оппозиции в избирательные комиссии на всех уровнях и гарантирование реальной возможности для наблюдателей следить за процессом подсчёта голосов.
Однако, как выяснило Еврорадио, прописывать такие условия в Избирательный кодекс будет почти невозможно. Хотя бы потому, что в законодательствах самих европейских стран не прописаны такие мелочи.
Как считает председатель Белорусского Хельсинского комитета Олег Гулак, руководствоваться надо сложившимися в стране традициями. Если европейцы и без указания в законе допускают оппозицию в избирательные комиссии и независимых наблюдателей к подсчёту голосов, то им и не надо это прописывать в законе. В Беларуси же, к сожалению, сложилась другая ситуация.
Олег Гулак: “Надо понимать, что законодательство — штука такая, которая пишется в соответствии с традицией, существующей в государстве. Если некоторые вещи общепонятны и традиционно сложились, то, может, это можно и не регулировать законодательством. Но в нашей стране это обязательно должно быть в законодательстве. Поскольку к этим вопросам такое внимание привлечено, такие неоднозначные объяснения — то надо, чтобы было прописано точно и однозначно”.
Вся надежда на то, что отказ от изменений в Избирательный кодекс будет восприниматься Европой как нежелание договариваться.
Олег Гулак: “Прежде всего надо исходить из принципа разумности. Не надо становиться на формальные рельсы и требовать: вот вы запишите именно так, как записано у нас. Или наоборот — мы запишем так, как у вас. Софистические приёмы можно применять, но тогда, когда нет реального желания договориться”.
Однако каждый шаг расписать в законодательстве всё равно не получится. Всё равно придётся надеяться на честность правоприменительной практики в Беларуси.
Олег Гулак: “Невозможно расписать каждый шаг. Законодательство не может быть таким детализированным, чтобы расписать, на сколько метров, правой рукой поднимать бюллетень или левой”.
Интересно, что комиссия Палаты представителей, которая теоретически может заниматься изменениями в избирательное законодательство, пока не в курсе дела. Как рассказал Еврорадио заведующий Комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению и регламенту Валерий Соболев, о созданной группе он ничего не знает.
Валерий Соболев: “К сожалению, вы знаете больше меня”.
А вот заместитель руководителя Национального центра законодательства и правовых исследований Людмила Парфёнова оказалась в курсе дел. И подтвердила Еврорадио, что сама входит в группу, разрабатывающую новое законодательство. Но, по словам Людмилы Парфёновой, говорить о каких-либо конкретных изменениях пока рано.
Людмила Парфёнова: “Из нашего центра в том числе и я вхожу в эту группу. Мы пока сейчас работаем над подготовкой проекта закона об изменениях в Избирательный кодекс. Больше информации, к сожалению, я не могу вам сказать”.
Только после того, как документ будет подготовлен, можно будет говорить, как это отразится на работе самого Центризбиркома.
Фото bymedia.net