Как белорусы снимают фильмы за минимальные деньги и без поддержки государства

Первый съезд белорусских кинематографистов в Берлине в 2023 году

Первый съезд белорусских кинематографистов в Берлине в 2023 году / Belarusian Filmmakers' Network

В немецкой деревне Требниц прошел Второй съезд белорусских независимых кинематографистов. Там презентовали результаты первого Инкубатора микробюджетного кино. Это творческая мастерская, которая помогает белорусским режиссерам снимать полнометражные фильмы с минимальными финансовыми затратами.

Создателям проекта уже есть чем гордиться — финалисты первого конкурса сделали два фильма, а участники второго уже готовятся к съемкам.

Еврорадио посетило мероприятие и рассказывает, как работает Инкубатор и какие фильмы с его помощью снимают белорусские режиссеры.

 

“В тактическом смысле это эффективный метод”

Отсутствие денег — постоянная и пока что неразрешимая проблема белорусского кино. Власть через Минкультуры контролирует процесс финансирования кинопроизводства. Все государственные деньги передают "Беларусьфильму" или частным студиям, которые готовы создавать на заказ нужный государству идеологический продукт.

Як беларусы здымаюць фільмы за мінімальныя грошы і без падтрымкі дзяржавы
Открытие Второго съезда белорусских независимых кинематографистов / Euroradio

Все, кто не согласен работать по таким правилам, уже три десятилетия остаются за пределами творческого процесса и вынуждены самостоятельно искать возможности для самореализации.

Создатели организации BFN (Белорусская сеть фильммейкеров) предложили радикальное решение проблемы, организовав в прошлом году Инкубатор микробюджетного кино.

Его цель в том, чтобы снимать дебютные полнометражные авторские ленты за самые скромные деньги — две с половиной тысячи долларов.

Возглавил мастерскую писатель и режиссер Владимир Козлов, который в России и Беларуси таким образом снял десять игровых и документальных лент.

"Если до 2020 года были надежды, что государство пойдет навстречу независимым кинематографистам и начнет распределять деньги на создание кино, то сейчас они полностью развеялись. Мы встали перед вопросом — снова ждать окна возможностей или принять сегодняшние сложные условия и начать в них работать. Мы выбрали последнее", — говорил Козлов во время презентации.

На инициативу Инкубатора активно откликнулось более тридцати авторов, отправив идеи и сценарии будущих лент. Из них зарубежные и белорусские эксперты сначала отобрали шорт-лист из 10 проектов, а потом двух финалистов. Они получили по 2,5 тысячи долларов на съемки от немецких спонсоров и менторскую поддержку со стороны BFN.

При этом далеко не все киносообщество согласилось с таким своеобразным творческим подходом.

По мнению части кинематографистов, микробюджетный подход размывает работу большого количества специалистов, вынужденных действовать на топливе энтузиазма, который быстро исчезает. А также намеренно чуть ли не демпингует, заставляя остальных авторов под влиянием конкуренции сокращать бюджет собственных проектов.

Як беларусы здымаюць фільмы за мінімальныя грошы і без падтрымкі дзяржавы
Кадры из фильма и съемочной площадки "Лебединой песни Фёдора Озерова" / Euroradio

С этими недостатками соглашается продюсер и один из создателей BFN Леонид Калитеня, но добавляет, что не видит другого выхода.

"Мы постоянно сосредотачиваемся на денежном вопросе, забывая о социальном ресурсе. Много специалистов — операторов, сценаристов, звукорежиссеров, осветлителей — хотят попробовать свои силы в кино, но не знают, как это сделать. Поэтому вариант микробюджета дает возможность наработать себе портфолио, вписаться в проект, который может получить фестивальную историю. Да, стратегически здесь некуда расти, но в тактическом смысле это эффективный метод. Это доказывает второй набор на Инкубатор, куда подали не меньшее количество интересных проектов, чем в первый раз. Мы будем и дальше развивать и совершенствовать это направление".

 

“Раны и украшения” и “Лебединая песня Фёдора Озерова”

Сейчас в разработке Инкубатора находятся ленты "Лебединая песня Федора Озерова" и "Раны и украшения".

Первый проект в Варшаве снял со своей командой Юрий Семашко, победитель многих независимых белорусских фестивалей и премий, совмещая в своих работах игровое кино и элементы анимации.

Его полнометражный проект также не стал исключением. В трагикомической форме лента расскажет о музыканте, который на фоне слухов о начале Третьей мировой войны становится одержим поисками свитера, в котором, как он считает, к нему приходит вдохновение.

Як беларусы здымаюць фільмы за мінімальныя грошы і без падтрымкі дзяржавы
Кадры из фильма и съемочной площадки "Ран и украшений" / Euroradio

"Лебединая песня" находится на стадии постпродакшна: готовится цветокоррекция, звук, саундтрек.

На проект уже обратили внимание зарубежные кинопроизводители. Литовский продюсер бесплатно потратил на постпродакшн неделю работы в студии и согласился помочь в продвижении отборщикам фестивалей. Также фильм отобрали в секцию "работы в разработке" на фестивале в немецком городе Котбус, который специализируется на фильмах с постсоветского пространства.

Таким же интригующим выглядит фэнтези "Раны и украшения" — фильм с элементами магического реализма о двух братьях, превращающих физические увечья в настоящие украшения.

Об авторах и съемочной команде пока невозможно ничего рассказать публично, поскольку они живут в Беларуси, где, кстати, и снимался проект.

Как и "Лебединая песня", "Раны и украшения" находится на стадии постпродакшна: готовится его звуковой и музыкальный монтаж, проводится колоризация рабочих материалов.

Представители Инкубатора не говорят, когда фильмы попадут на экран. Но можно допустить, что это точно произойдет в следующем году.

Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.

Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.

Последние новости

Главное

Выбор редакции