Не страшилка: что за транспортные войска, в которые отправляют оппозиционеров
— Если бы выявился человек, который полностью отвергает наш политический строй, Конституцию и другие законы, то к нему, возможно, были бы приняты такие меры, как дополнительная беседа и направление на службу в железнодорожные войска, — заявляет начальник обособленной группы (Ганцевичского района) военного комиссариата Лунинецкого и Ганцевичского районов майор Андрей Блащенко.
Железнодорожных войск в Беларуси давно не существует, но есть транспортные. И речь именно о них. Еврорадио решило выяснить, чем занимаются служащие в этом виде войск — и правда ли, что это своего рода "наказание".
Не страшилка
Кто может описать задачи транспортных войск лучше, чем их руководство? Полковник Анатолий Ермалович — заместитель начальника департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Беларуси — рассказывает, что это самые мирные войска в Беларуси.
— Объясняю почему. В мирное время мы занимаемся строительством и восстановлением автомобильных и железнодорожных мостов, строительством и восстановлением автомобильных и ЖД-дорог и подъездных путей, — рассказывает полковник. — Кроме того, мы занимаемся воинскими перевозками, автомобильным и ЖД-транспортом. Ещё одно направление деятельности — дорожно-комендантская служба при передвижении войск. То есть мы, если сказать понятно для обывателя, регулируем дорожное движение войск.
Задачи перед транспортными войсками, объясняет Ермалович, стоят "специфические".
— Практически не связанные с применением оружия какого-то такого грозного. Нет у нас пушек, танков. У нас такие задачи.
К работам на объектах солдат привлекают не сразу. По словам военного начальника, сперва у них идёт военная подготовка, потом — общевойсковая, а затем — получение военно-учётной специальности.
— Они [призывники. — Еврорадио] осваивают учётную специальность. Как и во всех войсках, проходят обучение. Оно длится около трёх месяцев. Обучение у нас по военно-учётной специальности организовывается в зависимости от того, на какую должность он идёт, — добавляет полковник и отмечает, что военнослужащие сдают на свою специальность зачёты и экзамены.
Ермалович уверен: транспортные войска дают хорошую специальность "на гражданке".
— У нас практически все, кто проходит службу в 30-й отдельной железнодорожной бригаде, с удовольствием идут работать на БелЖД. И они уже подготовленные, им не нужно проходить обучение. Это и путевые работники, и механики, и электромеханики. По сути дела, проблем нет. Я не знаю, что думают представители различных СМИ, которые рассасывают, что вот, тут страшилка… Если ты не такой, если ты не принял присягу по религиозным убеждениям или пацифистские какие настроения… Да, у нас есть транспортные войска. Они не входят в состав Вооружённых Сил — это ключевое. Поэтому у нас служат ребята, которые, в основном по религиозным мотивам, не принимают военную присягу.
Действительно, в транспортные войска нередко призывались те, кто по религиозным причинам отказывается давать присягу. Но они, уверяет Ермалович, не отказываются выполнять свой гражданский долг.
— Они понимают, что нужно защищать конституционный строй, территориальную целостность. Единственное, что они говорят: мы не будем брать в руки оружие и не будем давать клятву, потому что её даём только богу.
Полковник подчёркивает: транспортные войска — "не страшилка, не пугалка".
— Военнослужащий, который призван на службу, в том числе и в транспортные войска, он подчиняется в первую очередь требованиям законодательства и общевоинских уставов. Они распространяются на всех военнослужащих.
Те же, кто не принимает присягу, по его словам, в подавляющем большинстве "добросовестно выполняли свой воинский долг".
— И отзывы о службе в транспортных войсках исключительно положительные.
Сколько срочников призывается в транспортные войска, Ермалович говорить не стал: по его словам, эта информация "для служебного пользования".
— Но хочу сказать: у нас очень добросовестно служат ребята. Мы призываем и граждан со снятыми или погашенными судимостями. Все граждане, мы все в правах, свободах и обязанностях равны, — заключает Ермалович.
"Основное — работа с лопатой"
О службе в транспортных войсках Еврорадио поговорило с Адамом Н. — он служил там в резерве и трижды был на сборах с 2016 по 2018 год.
— Первый сбор был почти полностью посвящён строевой подготовке. Занимались тем же, чем обычные новобранцы, постигали бессмысленность этого заведения и отбивали пятки на плаце. Второй и третий сбор были менее строгими – мы уже были сами себе, командирами отделений и дежурными, — делится впечатлениями он.
Учёбу в своём случае Адам называет имитацией.
— Нас усаживали на стулья либо на взлётке с тетрадями, либо отправляли в учебное помещение, где мы 80 процентов времени ничего не делали. Офицеры диктовали тему, иногда записывали несколько определений. Но лишь для того, чтобы в случае проверки лицами старше по званию тетради не были пустыми. Один раз "спалились", из-за чего последующие две недели мы доказывали начальству, что знаем все виды переправочных средств и прочей херни, и даже сдавали что-то наподобие экзамена с билетами и заученными вопросами.
Работа, вспоминает парень, была разная. Ему повезло: её было не так много.
— Основное — работа с лопатой. Однажды мы копали глубокую и длинную канаву, чтобы согнать воду перед въездом в один из ангаров. Два дня спустя оказалось, что лужа не становится меньше, хотя канава начала наполняться. На третий день мимо проходил какой-то офицер, обосрал офицеров, что "руководили" процессом, и приказал пригнать трактор и просто приподнять бетонные плиты перед этим въездом, чтобы воду убрать. Это и сработало, — говорит он.
Некоторую часть роты, рассказывает он, пару раз водили в ангары, чтобы мыть машины. "Из забавного — кремом для обуви мазали шины, чтобы красиво было. И ещё однажды помогали с ремонтом санчасти: стены, потолки".
Были у него и выезды на стрельбища: за три сбора — четыре раза.
Расхожее мнение о том, что в транспортные войска направляют в основном "уклонистов", Адам считает мифом.
— Служили там по большей части обычные молодые ребята. У кого-то была вышка, у кого-то нет и не планировалось. В целом обычные военнослужащие.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.