Нидерландские эксперты: малайзийский боинг cбили, но кто — пока неизвестно
Опубликованы предварительные результаты расследования, переговоры пилотов, данные самописцев. Но нет ни слова о БУК.
Нидерландская комиссия опубликовала предварительный отчет по расследованию катастрофы малайзийского самолета над территорией Донецкой области. Согласно результатам предварительного расследования, самолет развалился в воздухе от повреждений, нанесенных извне.
Проанализировав запись из кабины пилотов, можно сделать вывод, что самолет разорвался в одно мгновение, потому что никаких сигналов опасности на пленке не слышно до последнего.
"В звуковой записи из кабины экипажа, которая закончилась в 13.20:03, не было слышно никаких сигналов звукового предупреждения или сигналов о неисправности системы. Коммуникация экипажа не дает оснований утверждать, что во время полета были какие-то отклонения от нормы", — говорится в отчете экспертов.
Донецкие сепаратисты долгое время не отдавали ящики экспертам, и звучало мнение, что с ними могут проводить какие-то манипуляции. Но эксперты изучили "черные ящики" самолета и сделали вывод, что никакого проникновения в них не было.
Речевой самописец в кабине пилотов. Надпись по-русски: Генеральная прокуратура Донецкой народной республики
Согласно данным бортового самописца, полет проходил на той самой высоте, которую задал диспетчер. Полетные данные, как и запись из кабины, останавливаются в 13.20:03 (UTC) — 16.20:03 по местному времени. Это и есть точное время, когда самолет разорвался.
"Данные бортового полетного самописца свидетельствуют о том, что самолет летел на эшелоне 330 с курсом 115° со скоростью 293 узлов воздушной скорости (наземная скорость — 494 узла).
Согласно данным бортового полетного самописца, оба двигателя самолета работали в крейсерском режиме. Все дальнейшие показатели работы двигателей были нормальные. Не было никаких предупреждений или сигналов о неисправности системы самолета. Данные резко остановились в 13.20:03.
Все параметры двигателя были нормальными для крейсерского полета. Не было никаких предупреждений о неисправности самолета до самого конца записи.
На основании предварительных выводов можно утверждать, что к концу записи бортового и полетного самописцев в 13:20:03 с самолетом и экипажем не было технических или операционных проблем".
Хотя следователи еще не имеют возможности получить остатки самолета для судебной экспертизы, фотографии обломков свидетельствуют о том, что материал вокруг дыр был деформирован так, как обычно деформируется материал вокруг места проникновения высокоэнергетических объектов. Свойства этих дыр свидетельствуют о том, что эти объекты проникли снаружи фюзеляжа.
"Повреждения в передней части самолета свидетельствуют о том, что в самолет снаружи проникло большое количество высокоэнергетических объектов. Правдоподобнее всего эти повреждения привели к нарушению герметичности самолета, что привело к тому, что самолет развалился в полете".
Дыры, которые видны на снимках пола кабины экипажа, свидетельствуют о том, что небольшие объекты проникли с уровня выше, чем уровень пола кабины экипажа (рисунок 10).
Рисунок 10: Пол кабины экипажа с частями пола, на которых видны дыры от проникновения (красные круги) с уровня над полом.
Около 1,7 км к северу от места, где были найдены окна кабины экипажа, находилась часть крыши кабины экипажа, в которой также были дыры, свидетельствующие о проникновении снаружи (рисунок 9).
Рисунок 9: Фрагмент внутренней части крыши кабины экипажа, в которой видно проникновение объектов извне. (Источник: Департамент гражданской авиации). Хотя следователи еще не имели возможности получить эти компоненты для судебной экспертизы, фотографии обломков самолета свидетельствуют о том, что материал вокруг дыры был деформирован так, как обычно деформируется материал вокруг проникновения высокоэнергетических объектов. Свойства этих дыр свидетельствуют о том, что эти объекты проникли снаружи фюзеляжа.
Обшивка передней части фюзеляжа из-под левого окна кабины экипажа, на которой видны многочисленные небольшие дырки и выемки (вверху), увеличенное изображение правого верхнего угла этой же обшивки (внизу), которая показывает дырки, пробившие обшивку (оранжевая стрелка) и ямки (красная стрелка).
Согласно данным радара, в той же самой зоне диспетчерского контроля, что и этот самолет, находилось три коммерческих самолета. Все они были под контролем радара "Дніпро". В 13:20 расстояние между ближайшим самолетом и МН17 составляло приблизительно 30 км.
Но в отчете нет ничего о точных причинах падения самолета. Перед его публикацией нидерландская сторона заявляла, что поскольку он предварительный, в нем не будет определяться, кто виноват в трагедии.
Малайзийский премьер-министр в ходе пресс-конференции по итогам расследования сказал, что "отчет вызывает сильное подозрение в том, что MH17 сбила ракета типа "земля-воздух", но необходимо дальнейшее расследование, чтобы быть в этом уверенным".
Переговоры пилотов с диспетчером (перевод ниже)
MH17: Днипро Радар, Малайзиан один семь, эшелон 330
Днипро Радар: Малайзиан один семь, Днипро Радар, хорошего дня, на радаре наблюдаю
MH17: Малайзиан один семь
Днипро Радар: Да
Ростов: Короче. Днепр, Ростов один. Можете ли вы дать курс (направление) для Малайзиан до Ростова к RND точке, у нас три таких.
Днипро Радар: Для Малайзиан который 17?
Ростов: Да, мы вернем его обратно к TIKNA
Днипро Радар: Превосходно (ок)
Ростов: Да, спасибо
Днипро Радар: Малайзиан один семь, Romeo November Delta, Малайзиан один семь, из-за угрозы столкновения направляйтесь непосредственно в точку РOMEO NOVEMBER DELTA
MH17: ROMEO NOVEMBER DELTA, Малайзиан один семь
Днипро Радар: Малайзиан один семь, после точки ROMEO NOVEMBER DELTA ждите направления прямо на TIKNA
Днипро Радар: Малайзиан один семь, как меня слышите? Малайзиан один семь, Днипро Радар
Днипро Радар: Малайзиан один семь, Днипро Радар
Днипро Радар: Малайзиан один семь, Днипро Радар
Ростов: Слушаю вас, это Ростов
Днипро Радар: Ростов, вы наблюдаете Малайзиан по бортовому ответчику?
Ростов: Нет, кажется, его цель (?) начала разваливаться на части.
Днипро Радар: Ну, на наши запросы он тоже не отвечает.
Ростов: Не отвечает на запросы, так?
Днипро Радар: Да. И мы еще его не видим. Таким образом, вы их завернули, они подтвердили и...
Ростов: И все, да?
Днипро Радар: Да, он исчез.
Ростов: Подождите, я спрошу.
Днипро Радар: Вы ничего не наблюдаете с помощью первичных средств?
Основное место падения, на котором видны части двигателя (1), крыло с обзорными люками (2) и основное шасси (3)
Последнее местоположение самолета в полете определено с помощью полетного самописца / Обломки сгруппированы согласно секциями самолета.
Рисунок 2: Изображение Днепропетровского района полетной информации, Зоны диспетчерского контроля 2 и 4, зона полета (красная линия) и диспетчерского разрешения (пунктирная красная линия) для маршрута МН17. Также здесь указаны типы и высота полета трех коммерческих самолетов, которые летели в той же зоне (см. 2.5.4). На изображении показана ситуация на момент 13:20 (источник ДПАПРУ).
Фото: onderzoeksraad.nl