Новое поколение: звёздный баритон Илья Сильчуков и шелест купюр
Они талантливые харизматики, они уже меняют нашу жизнь. Они живут по своим правилам и превращаются в новых лидеров. Еврорадио и фотограф Татьяна Менская продолжают проект “Лад жыцця. Новае пакаленне”. Сегодня наш герой — оперный певец Илья Сильчуков.
Илья — баритон. Приглашённый солист ведущих опер мира. Он выступает в бельгийской Королевской опере La Monnaie, в итальянских Teatro dell' Opera di Roma и Teatro Verdi Trieste, Oper Frankfurt в Германии, Théâtre du Capitole Тулузы и Опере Монпелье во Франции, в польском Teatr Wielki — Opera Narodowa в Варшаве и израильской “Опера Тель-Авив”. А из белорусского Большого театра в сентябре 2020-го был уволен из-за трёх слов — “Стужкай, словам, дзеяннем”, — сказанных в ролике “Культура за забастовку”. Ну вы же сами всё понимаете.
Самый лучший комплимент своему голосу я прочёл в комментариях к моему исполнению гимна “Магутны Божа” на ютубе. Одна девушка написала, что, когда у неё не остаётся сил жить, она слушает этот гимн и снова обретает надежду.
Юмор — это главный предохранитель от выгорания в моей жизни.
У меня есть свои ритуалы перед выступлением: для начала желательно не ржать в кулисах. Это сильно обескураживает коллег на сцене, уже всецело погружённых в художественные образы.
Шутки шутками, но в итоге важно настроиться, вжиться в контекст, обжить костюм, грим, пластику.
С утра во мне часто звучит: “Вставай, страна огромная!”. Но другой контекст сейчас...
И в ресторане петь приходилось, но, простите, это из рубрики: “Я был молод, и мне нужны были деньги”. Ну и на траурных богослужениях пою довольно часто, к сожалению. Это часть моего регентского служения в протестантской общине, к которой я принадлежу.
Верить нужно, чтобы не только петь, но и для того, чтобы просто жить. Поэтому я — христианин.
Страшно-весёлые сны у оперных певцов одинаковые. Стоишь на крутой сцене в свете софитов, и... ни зги в тексте, белый лист в голове. Смотришь вверх, на купол, пытаясь вспомнить хоть что-то. Потом на свой костюм. А тут р-р-раз — и нет его на тебе! А-а-а-а-а, так ты голенький перед публикой!2
На этом месте обычно все оперные певцы просыпаются. Но бывает, что и не просыпаются.
Удивительная история: впервые я попал в оперу с родителями. И именно на “Пиковую даму” Чайковского. Ох, как же я тогда впечатлился Графиней — это была Елена Образцова!
Прошло 25 лет. На проекте “Большая Опера” Елена Васильевна вдруг, обращаясь ко мне, говорит: “Был бы у меня свой театр — там обязательно бы пел Илья Сильчуков”. Счастье есть!
А потом: “Илюха, жди меня в Минске, споём вместе “Пиковую даму”.
К сожалению, спектакль был отменён из-за болезни Елены Васильевны. В памяти осталась только афиша.
Какой он, идеальный звук? (Улыбается.) В 2010 году в кассе бухгалтерии “Крокус Сити Холла” купюрная машинка дважды пересчитывала мои призовые — $15 тысяч наличными за победу в І Международном конкурсе имени Муслима Магомаева в Москве. А я стоял и слушал: фррррррр... шшш... фррррррр... шшш... М-м-м, какое звучание!
Если серьёзно, эти деньги тогда очень сильно нам, молодой семье, помогли. Первый солидный гонорар на то время!
Искусство должно максимально высвобождать мужественное в мужчине и женственное в женщине. Это то, что предохраняет нас от банальной пошлости и манерности.
Шёл 1997 год. Поездка нашего хора мальчиков на гастроли в Италию. Заблудились на серпантинах, а такая уже красотища — сил нет. Но и времени нет на остановку, спешим. Один из наших однокласников пошёл вперёд автобуса попросить у руководства остановиться. Но его так сильно укачало, что он не успел ничего сказать. Итог — первая в жизни шикарная фотосессия в горах с настоящими альпийскими коровами, каааайф!
Не стал бы музыкантом — стал бы садоводом. Люблю газоном вот заниматься. Всё по Брэдбери.
Фото, идея — Татьяна Менская
Визажист — Инна Тимофеева
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.