О чём силовики говорили с айтишниками
Айтишники на встрече с силовиками. Фото: БелТА
1 февраля в Парке высоких технологий произошла неожиданная встреча. За одним столом сошлись IT-бизнесмены и представители силовых структур.
Темой разговора было развитие цифровой экономики, которую одним во имя декрета №8 придётся создавать, а вторым — регулировать. "Обсуждение получилось живым и доброжелательным", — резюмировал по итогам директор ПВТ Всеволод Янчевский.
Янчевский, кстати, занял место не на "айтишной", а на "силовой" стороне стола, по правую руку от генпрокурора Александра Конюка. Возможно, когда сидишь рядом с генпрокурором, собеседники кажутся более доброжелательными, чем являются на самом деле.
Журналистам были открыты лишь несколько минут разговора — приветственные слова. Остальное происходило за закрытыми дверями. При этом никто из присутствующих не давал обещаний держать разговор в тайне, поэтому некоторые из них согласились рассказать Еврорадио, о чём шла речь.
"Кролики" и "удавы"
Обычно силовики и бизнесмены встречаются по инициативе первых, в абсолютно других кабинетах и при абсолютно иных обстоятельствах. Но, по сведениям Еврорадио, на этот раз "кролики" пригласили на беседу "удавов", а не наоборот.
Силовики, судя по абстрактным репликам генпрокурора, вообще не очень понимают, о чём говорится в декрете №8. Поэтому, очевидно, во встрече были заинтересованы обе стороны.
"Декрет содержит очень много новых понятий. Новых положений на основе современных технологий. Это абсолютно новая отрасль, новая вещь", — "плавает" Александр Конюк. Хотя нужно отдать ему должное: его комментарий намного более внятным, чем знаменитые "современные трафики" вице-премьера Анатолия Калинина.
"Мы сегодня собрали специалистов и Парка высоких технологий, и ведущих айтишников. И вот, Олег Ильгизович Хусаенов присутствует — это один из ведущих бизнесменов, которые развивают эту тему, — продолжает генпрокурор. — И вот сегодня наша задача — дать основные понятия, вникнуть в этот декрет и определить алгоритм дальнейшего движения".
Декрет №8 "О развитии цифровой экономики" вступает в силу 28 марта. В принципе, начало февраля — самое время дать основные понятия. И вникнуть.
Алло, это прачечная?
Сверхзадача для силовиков — понять, как можно противодействовать отмыванию денег при обращении криптовалют.
"Нужно делать хорошее антиотмывочное законодательство. Это ошибочное мнение, что где-то в мире оно есть, а в Беларуси нет. Его и в мире нет, — рассказывает Еврорадио один из участников разговора. — Никто, ни одна организация не даёт официальных рекомендаций по anti money laundering [AML, противодействие отмыванию денег. — Еврорадио] по операциям "криптовалюта — криптовалюта". А отмывание и будет, и есть именно в этом сегменте".
Контрольные функции по операциям "деньги — криптовалюта "лежат на банках, которые давным-давно отработали AML. А вот обращение "крипты" пока что только "вызывает обеспокоенность".
"Беларусь пошла впереди всех по урегулированию оборота "крипты". Поэтому мы должны пойти впереди всех и по созданию антиотмывочного законодательства, — продолжает собеседник Еврорадио. — В нашей стране все вопросы могут быть урегулированы в рамках внутренних регламентов Парка высоких технологий. Эти разработки могут стать образцом для регуляторов по всему миру".
"Почему-то все думают, что, если в тексте декрета [о развитии цифровых технологий] не прописан anti money laundering, значит, в ПВТ хотят что-то отмыть. Это не так, — утверждает другой источник. — В Беларуси проще всего было принять декрет, в котором написано: всЁ запретить. И что бы было? Или написали бы по всему миру, что здесь происходит либерализация? Мы и так воспринимаемся как страна, которая все в области бизнеса запрещает. Поэтому декрет написан очень удачно. Всё разрешить. Красивый имидж сформировался? А сейчас мы аккуратно: внутренними регламентами, инструкциями вводим регулирование по AML.
Поверьте, это очень непросто — найти баланс, чтобы не отпугнуть честных инвесторов, не перекрыть операции для крупных институциональных игроков, и, в то же время, создать надёжные преграды для мошенников".
Айтишники заступились перед силовиками за "Хартию'97"
По сведениям Еврорадио, в ходе беседы бизнесмены подняли тему блокировки информационных сайтов в Беларуси. Встреча с силовиками прошла на фоне ограничения доступа в Беларуси к сайту charter97.org. Поэтому, несмотря на отсутствие симпатий к "Хартии'97" по обе стороны стола, обсуждался именно этот прецедент.
Позиция бизнесменов заключалась в том, что, если белорусские власти заботятся о бизнес-климате и имидже страны, им следовало бы создавать как можно меньше подобных информационных поводов. Каждый случай, когда государство позволяет себе регулировать интернет в "ручном" режиме, хорошо заметен за пределами Беларуси и не способствует доверию со стороны потенциальных инвесторов.
Здесь стоит отметить, что за последние два месяца в Беларуси были заблокированы два крупных информационных сайта. Первым 14 декабря под раздачу пошёл "Белорусский партизан". Это произошло буквально через три дня после назначения нового руководства Оперативно-аналитического центра при президенте Беларуси. ОАЦ — ведомство непубличное, но можно предположить, что именно там контролируют белорусский интернет, а при желании (как, по иронии судьбы, было сказано именно на "Белорусском партизане") выключают рубильник.
Формально, блокировка сайтов осуществляется руками Министерства информации, но — интересная деталь — на встрече в ПВТ никого из Министерства информации не было. Во всяком случае, официальные хроники об этом молчат. А вот представители ОАЦ сидели за одним столом с айтишниками и слушали их замечания. Правда, реакция на комментарии в защиту пока что так и не разблокированной "Хартии'97" была очень сдержанной.
И чтобы не трогали
Также айтишникам хотелось бы нащупать границы, в которых можно будет работать без опасений потом оказаться виноватыми. Потому что срока давности у этого "окажутся виноватыми" не существует. Один из идеологов белорусской "криптоэкономики" Виктор Прокопеня доказал это на собственном примере, в 2015 году попав за решётку по подозрению в преступлениях, совершённых в 2006-м.
"Мы же прекрасно понимаем, что даже самый лучший закон, самый лучший декрет можно свести на нет практикой применения", — метко замечает после встречи с силовиками Всеволод Янчевский.
Пока что "ясность" между айтишниками и силовиками формируется за закрытыми дверями. А ПВТ, единственная государственная структура, которая могла бы официально прокомментировать детали реализации декрета №8, отмалчивается, чем ещё больше нагнетает сомнения вокруг документа.