ООН не посылала белорусских летчиков в Сомали

После обстрела белорусских самолетов в Могадишу, где погибли 11 человек экипажа, компания “Трансавиаэкспорт” отказалась от полетов в Сомали. "Европейское радио для Беларуси" решило узнать: где еще находятся наши летчики, не угрожает ли им опасность?
В нашей стране грузовыми перевозками в рамках миротворческих миссий занимаются две компании: вышеупомянутая “Трансавиаэкспорт” и “Гомельавиа”. Начальник смены аэропорта “Гомельавиа” сообщил нашему радио, куда они посылают экипажи:

“У нас особо их и не посылают в горячие точки. “Гомельавиа”, конечно, летает. Но не совсем уже в горячие точки: Афганистан — Кабул. Сейчас находятся в Эмиратах Арабских — Дубаи, Фуджейри. Там спокойна”.

Если Объединенные Арабские Эмираты — не такая и опасная страна (туда даже сам Лукашенко летает), то в Сомали идут военные действия.

Президент Беларуси заявил, что не знал о пребывании белорусов в Могадишу. Однако по закону "О порядке направления  граждан за границы Республики Беларусь для участия в деятельности по поддержке международного мира и безопасности" посылать экипажи в горячие точки может только президент. На это нам сообщили в "Гомельавиа":

“Коммерческие рейсы выполняются так: приходит заказ от какой-нибудь важной организации, например, ООН. Надо перевезти гуманитарную помощь. Ее загружают. Согласовывают со всеми инстанциями. Спланировали этот рейс и полетели туда.

Ну, это регулярная работа. Как любого транспортного предприятия. Как, например, автомобили ездят в Европу, перевозят грузы. Самолеты таким же образом перевозят грузы по всему миру. Совсем не обязательно, чтобы президент ставил там свою подпись. И совсем это не его работа”.

Может быть, Организация Объединенных Наций виновна в том, что наши летчики оказались в Сомали? Какое отношение она имеет к тому злосчастному полету? Ответ мы нашли в Представительстве ООН в Беларуси:

“Когда в Сомали начались беспорядки особенно сильные, Совет безопасности предложил генеральному секретарю на протяжение шести месяцев рассмотреть вопрос о размещении там миротворческой миссии ООН.

Но когда осуществлялся тот полет, договор там заключался непосредственно между "Трансавиаэкспортом" и Африканским Союзом. Несмотря на то, что эта компания – непосредственный поставщик ООН. Но в качестве нанимателя к этой перевозке Организация Объединенных Наций непосредственных отношений не имела”.

Поэтому в широком смысле, конечно, можно говорить, что в итоге эта акция была санкционирована ООН. Но в узкотехническом плане организация не инициировала полет. Получается, компании сами решают, куда лететь. Белорусские летчики говорят, что зарплаты у них небольшие, потому и приходится рисковать жизнью.

На авиационном форуме мы нашли высказывание российского летчика насчет того полета в Сомали: “Я также в авиакомпании с“Ил-76” работаю. Нам предлагали этот контракт. Написали запрос в МИД, оттуда пришел официальный ответ: настоятельно рекомендуем от полета в Сомали воздержаться. Этот ответ спас наших летчиков. К сожалению, не спас других”.

Неприятности с белорусами случались и ранее. В 1997 году два наших вертолетчика были взяты в плен в Сьерра-Леоне. Через год в Анголе в аварии с “Ан-12” погибли 5 белорусов – членов экипажа.

В 2003-м более месяца экипаж самолета, принадлежащего “Гомельавиа” не мог вылететь из Нигерии. В 2004-м в Кот-д’Ивуаре неделю содержались под стражей четверо белорусских летчиков. В 2005-м в Танзании погибли 10 белорусов. Тогда катастрофу пострадал такой же “Ил-76”, как и в Могадишу в этом году.

И хотя сегодня все самолеты “Трансавиаэкспорта” находятся в Европе, заместитель директора компании Георгий Егиазарян говорит, что и в горячих точках белорусские экипажи нужны:

“Мы летаем в эти регионы: и Афганистан, и Ирак, и Сомали. К сожалению, наши самолеты там нужны”.

В Сомали наши экипажи, видно, больше летать не будут. Однако не факт, что белорусские авиакомпании откажутся от искушения перевезти гуманитарный груз в какую-нибудь опасную страну, если за это предложат большие деньги.

Фото — photo.bymedia.net

Последние новости

Главное

Выбор редакции