Откуда в Беларуси зарубежное кино, и легально ли? Спросили экспертов и зрителей
Спросили у экспертов, как вычислить “пиратку” в прокате, а у кинолюбителей — чем заменить отсутствие нормальной афиши / коллаж Влада Рубанова, Еврорадио
Белорусы не могут посмотреть на большом экране супергеройскую «Чёрную пантеру», зато могут увидеть "Ребекку" Хичкока и нашумевшую "Блондинку" — байопик о жизни Мерлин Монро.
Афиша кино в Минске сама за себя говорит о процессах, которые сейчас происходят в индустрии: прокатчики придумывают, как выжить в условиях санкций, а фанаты кино выживают на ретроспективах.
Со специалистами сферы разбирались, как зарубежные картины попадают в минские кинотеатры — и легально ли это. А киноманы рассказали нам, как компенсируют отсутствие полноценной афиши — кто-то даже организовал кинозал прямо на работе.
"До "Аватара" вряд ли стоит чего-то ждать"
Кино студий-мейджеров традиционно приходило в Беларусь через российских дистрибуторов, рассказывает для Еврорадио специалист сферы, представившийся нам Андреем [имя изменено — Еврорадио]. Считанные компании — например, Universal и Disney — имели дистрибуторов в самой Беларуси.
— Так что с уходом крупных студий с российского рынка они автоматически исчезли и с белорусского. Вот поэтому студийного кино в Беларуси сейчас практически не увидишь. Кстати, по моей информации, исключение могут сделать для «Аватара», каким-то образом попробуют открыть право показа на наш рынок.
И кино иностранного производства, созданное независимыми студиями, также прежде традиционно попадало к нам через российских дистрибуторов. Потому, что сборы в самой Беларуси не достаточно высокие — по крайней мере, в понимании правообладателей. Вот наш рынок всегда и продавали в пакете с Россией. И эта схема всё еще работает, — говорит Андрей.
Кинокритик Игорь Сукманов говорит, что Голливуд первым отреагировал на войну в Украине. Но другой иностранный контент в Беларуси всё ещё можно смотреть легально — например, французское крупнобюджетное кино, жанровое, авторское европейское кино.
— Не у всех есть чёткая позиция о прекращении сотрудничества с российскими компаниями. И первым рынком, который столкнулся с дилеммой, работать или не работать с Россией — были Канны.
С некоторыми российскими дистрибуторами продолжили сотрудничество, потому что отдельные дистрибуционные компании имеют свою, отличную от российского государства точку зрения, которой они делятся с западными партнёрами. И западные партнёры идут им навстречу, продолжают сотрудничество.
Есть и такие компании, которые сказали — нет, мы не будем сотрудничать с Россией, какими бы хорошими ни были наши отношения на протяжении многих, многих лет. Но всё же к этому моменту уже были заключены определённые сделки, которые включают в себя права на показ фильмов, произведённых в 2022-23 годах. Эти проекты не выбили из российских пакетов, и по мере создания фильмов они автоматически попадают с российского на белорусский экран.
Но опять же: время идёт, те, кто говорил твёрдое "нет", уже смягчили свою позицию или по каким-то зачастую не очень понятным, очень внутренним причинам продолжили поставлять свой контент в Россию. Хоть даже внешне выражают своё несогласие с позицией Кремля. Но, как говорится, бизнес есть бизнес.
"Может быть обычный пиратский показ. А может быть договорённость"
В белорусском прокате стали появляться неожиданные проекты. Например, фильмы "Блондинка", "Быстрее пули", "Чёрная пантера". Кинолюбитель, который представился нам Антоном [имя изменено, Еврорадио] не понимает, стоит ли смотреть эти картины.
— Я давно ни на что не ходил и не знаю, когда пойду. Почему? Потому что очень сложно понять, что в Беларуси показывают легально, а что нет. Никаких комментариев киносети не дают, определить, что пиратское, а что – нет, невозможно.
Но до среднего зрителя в этом смысле достучаться сложно, в том числе потому, что не вполне понятно, почему вообще средний зритель должен разбираться в том, какие компании работают с белорусскими прокатчиками, а какие — нет. Я думаю, у среднего белоруса достаточно забот и без этого, так что не стал бы осуждать людей, которые без разбора идут на контент, который может оказаться пиратским.
Мы попросили Игоря Сукманова пояснить, как разобраться — смотришь ты в кинотеатре легальный контент или «пиратский».
— Иногда это действительно может быть обычный пиратский показ, но может быть и особенная договорённость. Пока что только мейджеры жёстко заявили о том, что они ушли с рынка. Но та же "Блондинка" — не мейджеровское кино, так что вполне может быть, что это результат какой-то личной договорённости.
Что происходит на самом деле? Было бы понятнее, будь возможность пойти и посмотреть это кино и убедиться, представляется ли фильм в качестве лабораторной записи или скачивается пиратским способом. Для этого нужна экспертиза, а не находясь на месте событий, мне сложно дать оценку происходящему.
К слову, некоторые частные кинотеатры в России, к примеру, действительно пытались "гнать пиратский контент", но это не вызвало энтузиазма со стороны зрителя.
Какие бывают "схемы" для обхода санкций
Наш собеседник Андрей говорит, что копии фильмов могут браться в третьих странах — русскоязычных.
— Для того, чтобы сделать дубляж на русский язык, прокатчик получает мастер-ключ. И при помощи мастер-ключа не самый добросовестный человек может сотворить пиратскую копию, показ которой можно осуществлять в Беларуси. Это не значит, что белорусские прокатчики так и делают, я просто рассказываю о том, как это может происходить.
Сукманов же предполагает существование посреднических компаний, которые могут брать на себя правовой риск и искать лазейки в законодательстве об авторском праве.
— Такая компания берёт на себя и всю ответственность за такой публичный показ. Является ли такая компания, если она есть, частью российского бизнеса или этот офис находится в третьей стране?
Я ничего не могу сказать, могу только предположить существование такой формулы, которая позволила бы обойти санкции. До определённого момента она может существовать, если на неё не обратят внимание юристы компаний, которым этот контент действительно принадлежит. Если они не захотят разобраться в чистоте этих показов.
Организовать кинотеатр в офисе или подписаться на все стриминги? Как выживают киноманы
Чем заменить отсутствие мировых премьер? Наш собеседник Андрей предлагает обратить внимание на небольшие кинокомпании. Исследовать рынок Казахстана, Китая, Кореи, Индии. Другой вопрос, понравится ли это кино белорусскому зрителю.
А кинолюбители со стажем рассказывают, как выживают в условиях санкций на кино. И сразу предупреждают, что публично заламывать руки согласились только после уговоров Еврорадио — всё же жизнь без кино не самая большая проблема в этом году.
Кирилл [имя изменено] в этом году стал часто задерживаться в офисе. Там организовался свой киноклуб.
— Раньше Cinemascope показывали в основном в музее Азгура, а сейчас появилось много новых точек. Кино показывают в новом пространстве “Монохром” на Октябрьской, и в книжных магазинах, и на репетиционных точках. В основном это всё та же публика, которая и раньше любила хорошее кино, просто сейчас круг любителей ещё больше сузился. И всё же такие показы собирают десятки человек.
А ещё мы смотрим фильмы в офисе. Всё началось весной, когда я решил показать коллегам аниме “Паприка” — если хотите узнать, откуда Нолан взял своё “Начало”, обязательно посмотрите. С тех пор мы регулярно задерживаемся после работы и смотрим кино — в основном редкое, о котором просто так не узнаешь.
У нас есть большой монитор, хотя иногда мне хотелось бы, чтобы был проектор и возможность транслировать кино на белую стену. Как, например, в случае с “Паприкой”.
Антон [имя изменено] в последний раз смотрел в кино фэнтези Джорджа Миллера "Три тысячи лет желаний". Картина в Беларуси была легальна, её прокатывала российская кинокомпания Volga.
— Зал был пустоват. У меня нет цифр, но я подозреваю, что длительное отсутствие крупных премьер просто меняет привычки кинозрителя. Они привыкают смотреть кино дома, а возможность смотреть кино в кинотеатре уже даже не рассматривают.
Мне немножко грустно видеть, что из Беларуси пропадают такие элементы цивилизации, как легальный показ кино, премьеры в день мировой премьеры. Когда понятия бизнес-этики выветривается даже из такой сферы, как кино, это удручает. Плюс, понятно, всё это ведёт к увеличению объемов российского кино на экранах.
Что делать кинотеатрам? Сперва скажу, что белорусские кинотеатры сами виноваты в том, что оказались в такой позиции. Другие страны работают со студиями-мейджерами напрямую, а у нас всё до сих пор происходило через российские офисы. Мы сами поставили себя в ситуацию зависимости. И когда все эти мейджеры позакрывали российские офисы, представители киносетей наконец стали пытаться достучаться до компаний-правообладателей, объяснять, что мы — отдельный рынок.
Я бы в их ситуации пытался показать как можно больше фильмов прошлых десятилетий, на которые, насколько я понимаю, договариваться проще. Часто есть возможность показать их в оригинале с субтитрами. Но не уверен, что такие сеансы экономически целесообразны.
Не хотелось бы заламывать руки, я бы не сказал, что отсутствие кино в кинотеатрах на фоне всего остального, что происходит в мире, даётся особенно сложно. Но да, это одна из бесконечной череды неприятных деталей, которые делают быт менее комфортным.
Очень мало европейских картин можно увидеть. Многие картины с зарубежных фестивалей всё равно прокатываются компаниями вроде Sony Pictures Classiсs. То есть, специальными отделениями мейджеров, которые занимаются прокатом авторского, фестивального кино. Поэтому значительная часть фестивальных фильмов к нам не попадает.
Есть исключение. Насколько я знаю, скоро в Беларуси покажут победителя последних “Канн” — “Треугольник печали”. Он будет идти на языке оригинала с субтитрами — такого в Беларуси уже почти не увидишь.
Компенсирую нехватку фильмов в кинотеатрах подписками на стриминговые сервисы. У меня есть подписки, кажется, на все стриминги. Благодаря vpn могу всё это легко сделать — и смотреть фильмы легально, не пиратя.
Очевидно, что это выбор меньшинства белорусов, особенно учитывая экономическое положение. Но для тех, для кого это важно, способы посмотреть фильмы легально.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.