Перенос выборов с конца 2020 на 2019 год противоречит Конституции или нет?
Фото из архива Еврорадио
Председатель Центризбиркома Лидия Ермошина анонсирует перенос президентских или парламентских выборов 2020 года на конец 2019 года. Официальных причины две: провести две крупные электоральные кампании одновременно избирательные комиссии не способны и — такое совмещение двух выборов сильно политизирует общество.
Только вопрос в другом: насколько перенос одних выборов на 8 месяцев раньше соответствует законодательству? И еще, когда начнутся полномочия новоизбранных — сразу по окончании выборов или через 8 месяцев?
"У нас выборы переносить на более поздний срок нельзя, а на более ранний можно. Мы же переносили, и не раз. Президентские точно переносились. Вот вам, пожалуйста: март 2006 года, а должны были быть выборы осенью", — говорит Лидия Ермошина.
А теперь давайте попробуем разобраться со сроками передачи полномочий избранному на 8 месяцев раньше, к примеру, президенту.
Лидия Ермошина: "Сразу провели инаугурацию, и вступает в должность новый человек — никто 8 месяцев ждать не будет. А у предшественника сокращается срок полномочий".
Ну, это так просто выглядит в том случае, если полномочия руководителя страны Александр Лукашенко будет передавать Александру Лукашенко. А если выборы выиграет, к примеру, Анна Канопацкая?
"В Конституции написано: срок полномочий президента — 5 лет, Палаты Представителей — 4 года. И от этого срока отступать вообще невозможно, нельзя сокращать по желанию", — ссылается на главный закон эксперт в избирательном праве Сергей Альфер.
Итак, что может услышать гипотетическая Канопацкая в ответ на свое требование в месячный после выборов срок провести инаугурацию? Правильно: "Читай Конституцию — там все написано!".
А что с переносом парламентских выборов?
"Полномочия новых депутатов начинаются с момента проведения первой установочной сессии. А она, если не ошибаюсь, должна состояться в месячный срок после проведения выборов. Поэтому и здесь так — никто никаких 8 месяцев ждать не будет", — утверждает Лидия Ермошина.
Нельзя вот так просто взять и сократить срок полномочий парламента, утверждает политолог Юрий Чаусов. И также ссылается на Конституцию.
Юрий Чаусов: "Досрочное сокращение полномочий парламента возможно только в случаях, предусмотренных Конституцией. Статья 94 говорит, когда парламент может быть распущен президентом: если объявлен вотум недоверия премьер-министру, правительству в целом, либо, если парламент два раза подряд не одобряет предложенную президентом кандидатуру нового премьер-министра. Тогда президент парламент распускает, и его полномочия сокращаются. Можно представить, что парламентариям сделают какое-то предложение, ради которго они согласятся выступить в таком политическом спектакле парламентско-правительственного кризиса. Но этот кризис будет более негативный для государственной власти, чем любое совмещение двух избирательных кампаний".
Вот только на то, что написано в Конституции, у нас никто не смотрит, замечает Сергей Альфер. И Юрий Чаусов с коллегой соглашается. Правда, уточняет: нарушаются те статьи Конституции, которые "удобно трактовать по-разному".
Фото Еврорадио