"Перешагнул труп маленькой девочки". История актёра Мариупольского драмтеатра

Мариупольский драмтеатр после российской атаки

Мариупольский драмтеатр после российской атаки / svoi.city

Три года назад, 16 марта 2022 года, российская армия сбросила на здание драмтеатра в Мариуполе авиабомбу. В это время в театре, по разным оценкам, прятались от 600 до 1500 человек. По данным прокуратуры Донецкой области, в тот день погибло около 600 людей, издание Associated Press подтверждает эту цифру. 

В третью годовщину трагедии издание "Новости Донбасса" поговорило с Сергеем Забогонским — актёром, который играл на сцене драмтеатра 19 лет. Он рассказал о том, как не верил, что будет война, и как пережил бомбежку в театре.

"Не мог подумать, что Россия может сделать плохо Украине"

Сергей родился в Луганске, но семья переехала в Горловку — там он и вырос. Он всегда хотел стать актером. В начале нулевых Сергей стал работать в Мариупольском драмтеатре.

Сергей был счастлив он играл на большой сцене одного из самых старых театров на Донбассе и сразу же влюбился в Мариуполь. Со временем ему предложили преподавать актерское мастерство в колледже, но у актера не было высшего образования. В 2010 году он поехал в Луганск и поступил в Академию культуры и искусств. А в 2014-м началась война.

"Над городом летали самолеты, и я видел, что это не украинские самолеты. Я про войну тогда не думал даже, был уверен, что это быстро закончится, все договорятся. Я спокойно ходил по городу, хотя центр уже обстреливали. Никому не было страшно, все ходили по своим делам, я продолжал учиться. Я тогда подумать не мог, что Россия может что-то плохое сделать Украине. Сейчас мне за такие мысли стыдно", — вспоминает актёр.

Сергей говорит, что не сильно обращал внимание на то, что происходит вокруг — в 2014 у него родилась в Мариуполе дочь, он был полностью погружен в отцовство и не обращал внимание на стрельбу вокруг.

"Перешагнул труп маленькой девочки". История актёра Мариупольского драмтеатра
Сергей играет в театре в молодости / Новости Донбасса

Сергей постоянно повторяет, что ему стыдно за свою тогдашнюю позицию. В 2015 году ему пришлось поехать в Луганск забрать диплом. Ехать было страшно многие писали о том, как обыскивают и задерживают людей на блокпостах. Он удалил все проукраинские посты в соцсетях и поехал.

"Блокпосты на въезд я прошел без особых проблем. В Луганске почти не было уличного освещения. Женщина, у которой я снял комнату, жаловалась на огромные цены. Я еще приехал перед 9 мая, там по улицам танки ездили, техника военная, все в этих российских флагах. Стало много бездомных, которые постоянно подходили просить денег. Я очень хотел как можно скорее вернуться в Мариуполь. По дороге обратно проверки были очень жесткими".

Вернувшись в Мариуполь, Сергей решил, что больше не поедет на оккупированные территории. Он воспитывал детей, играл на сцене и преподавал актерское мастерство и сценическую речь в местном колледже.

Мариуполь тем временем расцветал, в него вкладывались большие деньги, Сергей говорит о нём "город-красотулька". Но в его театре были люди, которые очень ждали прихода России.

"У нас был актер, он прямо ждал русского мира. Тогда я спокойно с ним еще мог разговаривать. Мы не сходились во мнениях по поводу того, что Мариуполь должен стать российским, но мы оба говорили о том, что Украина и Россия должны договориться. Я все еще был уверен, что это все временно, что это не война".

"Перешагнул труп маленькой девочки". История актёра Мариупольского драмтеатра
Сергей на сцене Мариупольского драмтеатра / Новостти Донбасса

Театральная коммуна

24 февраля 2022 года руководитель театра написал всем сотрудникам, что никаких репетиций не будет, вся деятельность остановлена. Жена Сергея Евгения взяла дочь и сказала, что будет прятаться в драмтеатре. Сергей остался дома с сыном от первого брака, они готовили еду и приносили ее семье в театр. Ситуация быстро ухудшалась — обстрелы с каждым днем усиливались, пропал свет, газ, отопление и вода. Сергей с сыном перебрались в театр к Евгении. Там было большое подвальное помещение, в котором когда-то находился ресторан. Он не был никак оснащен, но его указали в списках бомбоубежищ Мариуполя. В театр начали приходить люди.

"Я договорился с кем-то из городского управления, чтобы к театру подъезжала машина с водой. В театре организовалась целая коммуна, во многом благодаря моей супруге. У нас была своя охрана, медпункт, водоносы, даже люди, которые сжигали мусор. В марте у нас уже было где-то полторы тысячи человек, я все время всем говорил: "Идете в туалет — возьмите с собой хотя бы литра 2 воды". Но есть люди понимающие, а есть люди, которым во всех смыслах наплевать. Нам с женой потом приходилось выгребать все из этих унитазов".

Все окна были забиты, не смогли закрыть только витраж — он был слишком высоко. Сергей всегда ругался, когда дети играли около них. Люди спали на всем, что могли найти. Мягкие части от кресел в зрительных залах разобрали, чтобы на них можно было лечь, бархат со сцены и занавесы тоже раздавались людям. Всех старались селить у несущих стен, чтобы никто не пострадал в случае обстрела. Люди спали сидя, а иногда даже по очереди. Театр был переполнен. У здания собирались колонны машин, которые ждали зеленых коридоров, часто они попадали под обстрелы и в итоге горожане оставались в театре — кто-то на пару дней, а кто-то надолго.

"Перешагнул труп маленькой девочки". История актёра Мариупольского драмтеатра
Мариупольский драмтеатр после того, как россияне скинули на него бомбу / Reuters

"У нас было очень много животных — кошек, собак. Но я ни разу не слышал, чтобы кто-то из них гавкнул, все сидели очень тихо. Был мужчина-психолог с попугаем. Он все время развлекал детей и отвлекал их от происходящего".

У драмтеатра появилась полевая кухня. Сергей каждый день ходил по городу в Международный Красный Крест, в городской Красный Крест, больницы, волонтерские организации за лекарствами, средствами гигиены, едой, генераторами.

"Я до сих пор не знаю, почему мне не было страшно ходить под обстрелами, говорит Сергей. — Я просто знал, что на мне лежит ответственность за людей, и делал свою работу".

Входы в театр охраняли волонтеры, они сменялись каждые 4 часа. Перед зданием с двух сторон написали огромными буквами слово "ДЕТИ". Тогда еще казалось, что это может сохранить жизни людей.

"Вижу труп маленькой девочки по возрасту как моя Полина"

Обстрелы и бомбардировки Мариуполя с каждым днем становились все сильнее. 15 марта взрыв раздался совсем рядом с театром, воронка от прилета была 7 метров глубиной. На следующее утро жена позвала Сергея поговорить в электроцех, чтобы никто не отвлекал. Она сказала мужу, чтобы будет выезжать с дочерью, Сергей только успел сказать, что все понимает, как раздался взрыв.

"Я услышал только хлопок, знаете, как будто очень громко хлопнули в ладоши. Мы находились где-то в 20 метрах от эпицентра взрыва. С обеих сторон от нас были металлические двери противопожарные, они очень тяжелые. Я успел только увидеть как одна из них летит в спину и в голову жене. На меня, как оказалась, другая летела. Они сложились над нами как шалаш. У меня одна рука была свободная, я не знаю откуда я взял силы, но я скинул сначала с себя дверь, потом с Жени.

Мы хотели бежать через сцену к детям, они были в бомбоубежище, Выходим, а там просто груда металла, софиты, балки над потолком, все в одну кучу, короче, сцены просто нет. Жена побежала через подвал, я выбежал на улицу. Там все развалено, из-под завалов слышны крики, рядом мальчик кричит: "Папа, папа!". Начинаю орать на всех вокруг, чтобы разбирали срочно завалы. Бегу дальше искать дочь. Захожу в драмтеатр, пробираюсь через останки тел. Вижу перед собой труп маленькой девочки, она по возрасту как моя Полина. Пришлось ее перешагнуть, я понимал, что ей уже не помочь. Она до сих пор у меня перед глазами стоит.

Бомбоубежище чудом уцелело. Нахожу дочь, сына, жена уже была с ними. Говорю им уходить к моему отцу, он жил недалеко. Я остался, начал ходить по этажам. Помню, что все кричали, повсюду конечности, кровь. Ко мне подбежала одна волонтерка и начала говорить: "Назару половину черепа срезало!", это был ее парень. Что было дальше я плохо помню, у меня все смешалось".

Не театр, а мемориал погибшим

Из Мариуполя практически не было возможности выехать на подконтрольную Украине территорию, семье Сергея пришлось выбираться через Россию. Побыв недолго у родственников в Подмосковье, они уехали в Европу.

Брак Сергея распался, он говорит, что и до полномасштабной войны они с женой думали про развод, но после обстрела драмтеатра Евгения окончательно приняла решение разойтись. Она поехала с дочерью в Париж, Сергей с сыном — в Чехию.

Позже студенты Сергея позвали работать в украинский театр в Эстонии. Он переехал туда через год после трагедии в драмтеатре. Оказалось, что мест для "возрастного актера" нет — Сергею 48 лет. Ему пришлось согласиться на должность монтажника сцены. Другую работу найти сложно, для этого нужно выучить язык. А свободного времени у него практически нет — чтобы записать это интервью, понадобилось три дня, Сергею приходилось прерывать разговор из-за срочных вызовов на работу.

"Я тридцать лет отработал актером, я больше всего в жизни люблю играть на сцене. Мне все равно что играть, лишь бы снова оказаться на сцене. Это чувство, когда вы идете на поклон — это не просто ощущения сделанной работы, ты как будто в воздух поднимаешься. Каждая роль меняла меня, наполняла. А сейчас я каждый день монтирую сцену, но выйти на нее не могу. Это так больно!"

Сергей очень хочет вернуться в Украину. Но сейчас он проходит в Гаагском суде ключевым свидетелем по делу о бомбардировке драмтеатра в Мариуполе. По условиям суда ему нельзя подвергать свою жизнь опасности, приехать домой он сможет только когда закончится война. Он готов ехать в любой момент:

"Здесь все чужое, я хочу к своим, я хочу чувствовать родное. Я никогда не думал, что стану таким патриотом. Я 45 лет говорил на русском языке, уже три года я делаю все, чтобы не просто всегда говорить на украинском, а думать на нем. Я жалею, что пришел к этому так поздно".

Когда Сергей ночует с кем-то в одном помещении, ему говорят, что он кричит во сне: "Воздух!". Так он кричал в драмтеатре каждый раз, когда начинались обстрелы, чтобы люди легли на пол. Он признается, что не бывает и дня, когда бы он не вспоминал трагедию в драмтеатре, особенно девочку, которую ему пришлось перешагнуть. Когда он говорит об этом, нам приходится взять паузу Сергей плачет. Я спрашиваю его о возвращении в Мариуполь, Сергей не задумываясь отвечает, что первым вернется, когда город освободят:

"У меня нет другой цели в жизни, кроме как вернуться домой. Пусть у меня не будет там жилья, пусть все придется восстанавливать — это мой дом. Только я хочу, чтобы здание драмтеатра перестало быть театром, там должен быть мемориал всем погибшим. Невозможно играть спектакли на костях".

Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.

Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.