"Почему сок продается в пакетах по 0,95 литра?.. Чтобы не росли цены"
Белорусские магазины охватила эпидемия нестандартных упаковок. Еще несколько лет назад молоко продавали в литровых пакетах, сгущенку — в 400-граммовых банках, а шоколад — 100-граммовыми плитками.
В мае 2016 года всё иначе. Перед покупкой нужно обязательно проверить, сколько весит выбранный продукт. Молока скорее всего будет 950 миллилитров, а не литр. Шоколада — 90 граммов вместо полноценных 100. "Зараза" добралась даже до зубной пасты и пива — вместо привычной "полторашки" уже можно случайно ухватить бутылку объемом 1,4 литра. Выглядит словно так же, стоит столько же. Но на 100 граммов янтарного напитка меньше. Неприятная мелочь...
Обзваниваю предприятия, продукцию которых нашел в уменьшенной упаковке. Анастасия, специалист по развитию новой продукции компании, которая в Беларуси выпускает "молочку" под брендом "Простоквашино", рассказывает, что упаковку уменьшил... рост цен на молоко.
"Это явление связано даже не с развитием продукта и не с самим продуктом. Его можно встретить уже довольно давно и почти у всех производителей. Ингредиенты сами по себе дорожают. И не так медленно, как хотелось бы. Поэтому производители позволяют себе такие изменения в тех пределах и лимитах, в которых возможно".
Анастасия говорит, что в Беларусь мода на чуть меньшую, чем обычно, упаковку пришла из Европы. Мол, там такие уловки работают уже давно. Вот и до нас добрались.
Зарубежные производители для Беларуси делают специальные партии уменьшенных шоколадок и йогуртов, чтобы люди цен не пугались
Пытаюсь поговорить о 0,95-литровых пакетах сока и 90-граммовых плитках шоколада с другими производителями. Напрасно. Разговора не получается, маркетологи и заместители директоров прячутся за словосочетанием "коммерческая тайна". Сотрудники низшего уровня неофициально рассказывают, что к чуть меньшим стандартным объемам производителей заставило обратиться падение курса рубля двухлетней давности. Мол, сейчас даже иностранные производители для Беларуси делают специальные партии уменьшенных шоколадок и йогуртов. Чтобы люди цен не пугались.
Законно ли все это? Выбирая товар на прилавке, мы часто смотрим только на цену и не ищем на упаковке информацию об объеме или весе. А уже дома бываем неприятно удивлены. В Минском обществе потребителей рассказали, что производитель обязан указать фактический объем и вес товара на упаковке. А какими они будут — решает только он. В свою очередь, продавец на ценниках может указывать цену за единицу массы, а может — за единицу товара:
"В "Правилах продажи отдельных видов товаров" сказано пунктом 22, что продавец обязан обеспечить наличие ценников на товарах с указанием наименования товара, их сорта, массы и меры товара. А также стоимость товара за единицу массы, меры или единицу товара", — говорит юрист общества.
Поэтому все законно. И если хотите знать, сколько на самом деле платите за литр молока, нужно ходить за покупками с калькулятором в кармане.