ЕС: Освобождение Санникова для нас — не сигнал для ослабления санкций

120416 Eurafokus.mp3

Освобождение Андрея Санникова и Дмитрия Бондаренко не подтолкнет ЕС к ослаблению санкций в отношении Беларуси. Об этом, передавая позицию верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности ЕС Кэтрин Эштон, рассказывает Еврорадио ее пресс-секретарь Майя Кочиянчич.

Майя Кочиянчич: "Мы предельно прозрачно говорим о том, чего требуем. На первом месте — освобождение и реабилитация всех политических заключенных. И мы приветствуем этот первый шаг — освобождение Санникова и Бондаренко. Но мы ждем немедленного освобождения остальных. Это наше стартовое условие. Мы рады, что двое уже на свободе. И поэтому призываем белорусские власти к освобождению остальных".


Мнения относительно того, что ЕС должен делать то, что делает в последние дни и недели, то есть придерживаться единой сильной позиции, не делать уступок и "не возвращаться к своей прежней непоследовательности, которую использовал Лукашенко", придерживается и Евродепутат Марек Мигальский.

Марек Мигальский: "Безусловно, освобождение политзаключенных — это шаг в нужном направлении, но этого шага недостаточно. Евросоюз неоднократно подчеркивал, что условием диалога и вообще серьезного отношения к Лукашенко является освобождение всех политзаключенных. Поэтому мы ожидаем, что освобождение Санникова и Бондаренко — это первый шаг к освобождению всех остальных политзаключенных и возвращения к хоть какому-то сотрудничеству между Минском и Брюсселем".


Не меняются после освобождения Санникова и условия для возвращения в Беларусь послов из стран Европейского союза. Дипломаты или приезжают назад все вместе, или продолжают консультации в своих странах.

Майя Кочиянчич: "Консультации между странами Европейского союза насчет возвращения послов в Беларуси проходят регулярно. Но не надо забывать, что отсутствие европейских дипломатов в Минске связано не с тюремным заключением Санникова и Бондаренко, а с тем, что белорусские власти "попросили" уехать из страны на консультации главу миссии ЕС и посла Польши. Вы знаете, они договорились о том, что будут возвращаться только вместе. Разговоры об их возвращении все время ведутся, но когда это произойдет — к сожалению, я не могу вам сказать точно".

С другой стороны, Марек Мигальский считает, что возвращение европейских послов в Минск нельзя рассматривать исключительно как дипломатический вопрос.

Марек Мигальский: "Послы не должны возвращаться в Беларусь, потому что там ничего не изменилось с того момента, как они выехали. Освобождение двух политзаключенных — это хорошо, но не надо забывать, что другие политзаключенные находятся за решеткой. Если Лукашенко хочет вернуться к положению, которое было перед дипломатическим скандалом, то он должен прежде всего освободить политзаключенных".

Устроит ли власть такая реакция Евросоюза на освобождение Санникова и Бондаренко? По мнению политолога Алеся Логвинца, в правительстве других заявлений от Кэтрин Эштон и не ожидали.

Алесь Логвинец: "Облегчением для властей Беларуси будет то, что Европейский союз не будет расширять ограничительные шаги. То есть "вознаграждение" за освобождение Санникова и Бондаренко — это временное бездействие Европы".


Шаги властей к налаживанию диалога с Европой Алесь Логвинец связывает с очередным ухудшением отношений с Россией. Мол, когда на Востоке что-то не ладится, Лукашенко прежде всего начинает транслировать сигналы на Запад.

Несмотря на положительные шаги, доцент кафедры политологии юридического факультета БГУ Всеволод Шимов не прогнозирует скорого улучшения отношений между Беларусью и ЕС.

Всеволод Шимов: "Для меня очевидно, что этот шаг [освобождение Санникова и Бондаренко. — Еврорадио] был шагом доброй воли, направленным на нормализацию отношений. Думаю, что власти будут ждать ответного шага. Но ожидать резкого потепления в отношениях с Европой, я думаю, не стоит. И на шаги Минска будут выдвигаться все новые и новые требования".

Всеволод Шимов уверен, что корень сегодняшних проблем между Беларусью и Европой — в различном отношении к диалогу. Беларусь делает упор на прагматическое сотрудничество. А в европейской политике на минском направлении главное — европейские ценности.

Фото: profi-forex.org

Последние новости

Главное

Выбор редакции