Гефтер: Нас волнует, чтобы в РФ не действовал список невыездных белорусов

Еврорадио: В ответ на список невъездных в страны ЕС белорусских чиновников белорусские власти составили свой список невыездных из Беларуси. Как вы расцениваете этот факт?

Валентин Гефтер: Право государств ограничивать разумно и в соответствии с национальными и международными стандартами права на въезд на свою территорию из соображений безопасности отдельных людей существует во всем мире. Мотивы, по которым определенных людей не пускают на территорию какого-то государства, были четко прописаны и разъяснены. Но это не означает, что государство симметрично этому может ограничивать право выезда своих граждан из страны. Поскольку нельзя ограничивать людей в их праве на выезд из страны и возвращение, помимо тех случаев, когда это решение не принято судом: за невыплату алиментов, к примеру, или налогов, или невозвращение кредита. Но ведь в данном случае это не так!

Точнее, формально это так — все эти политики, журналисты, правозащитники попали в список невыездных вроде бы по каким-то причинам. Но на самом деле мы видим, как этих людей туда вносили: это непонятные, а чаще — сфальсифицированные бумаги, связанные либо с неотбыванием воинской службы, либо банкротством. Самое скверное — все это выглядит как мелкая и неправовая месть за то, что эти люди якобы имеют отношение к составлению списков невъездных чиновников. Этот факт вызывает обеспокоенность и об этом факте необходимо уведомить и российские власти, и российское общество. И мы будем это делать по возвращении домой.


Еврорадио: Уточню: это можно назвать нарушением прав человека со стороны государства?

 
Валентин Гефтер: Конечно, но, помимо фундаментального права людей на выезд, здесь есть и еще худшая вещь — правовой нигилизм со стороны государства. Когда государство, де-факто нарушая это право, де-юре оформляет это как законное временное ограничение права на выезд на других причинах, не имеющих отношения к деятельности тех людей, о которых мы говорим.

Еврорадио: Вы говорили, что о новых фактах нарушения прав человека в Беларуси необходимо сообщить руководству России. А им будет интересно это слушать?


Валентин Гефтер: Когда был декабрь 2010 года и началась волна политических репрессий, я готовил соответствующее обращение, которое мы передали 1 февраля 2011 года президенту. И была реакция и президента России, и министра иностранных дел на политическую мотивацию преследований. Поэтому говорить, что руководство России вообще не интересуется этим — неправильно. Другое дело — для того, чтобы привлечь внимание и чтобы последовали какие-то заключения, необходимо много желания, терпения и настойчивости. У нас это есть. Но сейчас нас беспокоит другое. Как известно, между Россией и Беларусью границы нет. Но мы знаем произошедший на днях случай, когда власти придумали причину, по которой не пустили граждан в Россию. И мы сейчас очень обеспокоены: если даже и не будет преград тому, чтобы беларусы попадали на территорию России, то как бы не появились преграды на выезд этих граждан из России в третьи страны — на основании каких-нибудь соглашений между компетентными органами. И мы будем делать такой акцент в своем обращении — нельзя допустить такого, но уже со стороны российских властей.


Еврорадио: После 19 декабря 2010 года российские власти критиковали белорусский режим за нарушения прав человека, но постепенно критика пропала. Почему?

Валентин Гефтер: Власти нашей страны, как и многих других, очень часто используют защиту прав человека в качестве оружия в политических и конъюнктурных взаимоотношениях: во внешней политике, в макрополитике, в геополитике — где угодно. Это печально. Мы бы хотели, чтобы это была последовательная, без двойных стандартов, наступательная политика по защите прав человека. И не только в отношении своих граждан, поскольку права человека не знают границ. К тому же, то, что российские власти ослабили мягкую критику фактов нарушения прав человека в Беларуси, связано с конъюнктурой двусторонних отношений — с этими газовыми, сельскохозяйственными и другими войнами. Политическая конъюнктура у власти преобладает над защитой прав граждан.

Еврорадио: Выгодно ли сегодня политически российским властям критиковать белорусский режим?


Валентин Гефтер: Мы сейчас на станции политической пересадки: будет меняться президент, будет меняться правительство, будут меняться какие-то акценты не сильно — мы не обманываем себя на этот счет — во внешней и внутренней политике. Тем не менее, мы надеемся реанимировать нашу прежнюю инициативу по созданию рабочей группы из членов того Совета при президенте, в который я вхожу, и членов аналогичной структуры в Беларуси. Правда, я знаю, что у вас такого Совета при главе Администрации президента сейчас не существует. Но у нас много того, над чем надо совместно работать: у нас есть уполномоченные по правам человека, а у вас — нет. Наши адвокаты не могут иметь практику на территории Беларуси и много чего другого. Я надеюсь, что, независимо от конъюнктуры, от цены на газ, есть списки в Брюсселе или нет — можно начать работать и что-то менять в том, что происходит с правами человека в обеих наших странах.

Еврорадио: Кстати, а насколько Россия отстала или обогнала Беларусь в нарушениях прав человека?


Валентин Гефтер: Это не бег на короткую дистанцию. У обеих наших стран общее прошлое с известным отношением к правам человека. Так, у вас в течение 1999-2000 годов пропали четыре известных человека при невыясненных обстоятельствах. И, скорее всего, их уже нет среди живых. Этим занимались все — и Совет Европы, и мы выясняли обстоятельства исчезновения и давали правовую оценку этим фактам. Это ужасное пятно на Беларуси — исчезновение этих известных людей. Но в России сотни случаев исчезновения людей, в первую очередь — на Северном Кавказе. По весьма близким мотивам. И можно сказать: "Что ж вы смотрите на Беларусь, а на себя — нет?". Смотрим и на себя! Существует множество обращений, докладов, жалоб в Страсбургский суд, которые российские правозащитные организации делали насчет этих насильственных исчезновений, казней без суда. Какое тут может быть соревнование — кто кого обогнал? Надо заниматься всеми фактами нарушений, насколько хватает силы, и везде, где есть хоть малая надежда на защиту и восстановление нарушенных прав людей.

Еврорадио: Что, на ваш взгляд, надо делать тем белорусам, которые неправомерно попали в список невыездных? Может, пожаловаться президенту России? Все-таки Союзное государство!

Валентин Гефтер: Думаю, что большинство этих людей не захочет идти по дорожке, которая называется Союзное государство. Но мне кажется, что не использованы все правовые возможности и внутри Беларуси. Необходимо подавать жалобы в суд. Чтобы ведомства, которые якобы подавали сведения на внесение людей в список невыездных, там сказали, что они этого не делали, а суд эти слова внес в протокол. И чтобы тогда МВД ответил — откуда же фамилии этих людей появились в этих списках. Этот путь надо пройти до конца и желательно всем. На правовой нигилизм властей необходимо отвечать последовательным правовым отстаиванием своих прав. И если в итоге государство, хотя бы в отдельных случаях, признает, что оно сфальсифицировало причины внесения в список невыездных или "ошиблось", то это будет успех.

Фото: Алеся Пилецкого

Последние новости

Главное

Выбор редакции