Солодуха купил у Ханка песню “Здравствуй, чужая милая” за 3.000 долларов

Кто именно – самые богатые люди Беларуси: бизнесмены, политики, спортсмены? Но точно это не артисты и композиторы, большинству из которых приходится  подрабатывать вне шоу-биза и считать каждый рубль. И сложно даже представить, что 30 лет назад самым богатым человеком нашей страны был композитор-песенник. Эдуард Ханок сейчас ушёл с профессии. Автор “Малиновки” и “Метелицы”, “То ли ещё будет” и “Лягу-прилягу” живет в Москве, и живёт не на авторские отчисления. Но о  советских временах вспоминает с удовольствием:

Эдуард Ханок: “В то время это была одна из самых высокооплачиваемых профессий в стране – композитор-песенник. Она даже вызывала неприязнь членов Союза композиторов и т.д.

Сейчас эта профессия – нулевая. Сейчас надо быть ещё продюсером, иметь группы рядом… И я счастлив, что давно этим не занимаюсь”.

За советами телевидение и радио – основные современные источники авторских отчислений – если и брали чьи-нибудь песни, почти не платили ни поэтам, ни композиторам, ни исполнителям. Например, Геннадий Буравкин, автор текста белорусской “Калыханки”, под которую каждый вечер засыпали советские белорусские дети, за свою работу получил…

Геннадий Буравкин: “…каких-то там 100 рублей. Вначале, когда мы с Раинчиком написали эту “Колыбельную”, и у нас приняли её – нам заплатили деньги, а за исполнение нам ничего не перепадало. А последним временем вдруг стали какие-то копейки платить”.

По словам Эдуарда Ханка, чтобы зарабатывать много, надо было написать шлягер, который бы по всей стране заказывали в ресторанах и кафе. Как, например, песняровская, “Вологда”. В таком случае “хитмейкер” мог рассчитывать на ежемесячный заработок в 50 раз больше, чем скромный гонорар Геннадия Буравкина!

Эдуард Ханок: “Я получал в то время где-то от 2 до 5 тысяч за месяц. Бешеные деньги! А такие, как Антонов, Добрынин, получали от 10 до 30 тысяч! Могу смело сказать, что я официально был самый богатый человек в Беларуси!

А сейчас на авторских отчислениях не заработаешь, они очень маленькие”.

Меж тем, Эдуард Ханок написал песню “Здравствуй, чужая милая”, которая стала первым народным хитом Александра Солодухи. Но это было уже в неспокойные 1990-е… Рассказывает Александр Солодуха:

Александр Солодуха: “Я просто знаю, что песня была сразу выкуплена за ту цену, которую назвал Ханок 16 лет назад. Выкупил мой друг, бизнесмен. Три тысячи долларов… Да, это был где-то 1992 – 1993 год”.

Случалось, создавали народные хиты и рок-музыканты. Яркий пример – издевательская “Ау” группы “Ляпис Трубецкой”. Но приобрела ли бешеная популярность, которую получили музыканты, какой-нибудь другой – например, финансовый эквивалент? Рассказывает продюсер группы “Ляпис Трубецкой” Евгений Калмыков:

Евгений Калмыков: “Могу сказать точно: никаких бешеных авторских денег Михалок не видел вообще, не то, что по этой песне. Но она нам очень помогала, когда мы ездили на постсоветском пространстве и выступали за 100 долларов – это благодаря этой песне. Первые “заказняки”, которые были у “ляписов”, произошли именно благодаря ей”.

Есть у композиторов ещё один путь: создавать музыку к кино. Тот же Евгений Калмыков в своё время составил протекцию Виталику “Артисту” из “beZ bileta”, и вот – музыкант написал уже несколько саундтреков к российским фильмам и сериалам. Продолжает Евгений Калмыков:

Евгений Калмыков: “Композитор, который пишет музыку к фильму, получает два “транша”. Первый – это когда музыка получает деньги за работу – столько, на сколько он договорился. И второй – когда фильм выходит в прокат, и он ждёт своей кассы, своих дивидендов.

Скажу искренне – это всё чушь, с этого богатым не будешь. Ведь что такое работа над фильмом? Это полгода жизни. А деньги? Это могут быть 5 тысяч долларов, а могут быть 50 тысяч. Как тут можно рассудждать о каком-то богатстве?”

Вряд ли сегодня, когда эстрада стола проходным коридором, профессия композитора вернёт себе былое уважение.

На фото: композитор Эдуард Ханок (слева) играет на аккордеоне. Иосиф Кобзон подпевает, Владимир Мулявин и Игорь Лученок слушают комсомольские песни 1970-х во время встречи в Госкомитете по делам молодёжи. 13 февраля 1998 г.

Фото: ByMedia.Net.

Последние новости

Главное

Выбор редакции