Стрит-артер: Цензура должна быть, но нельзя рисовать то, что хотят люди
Больше месяца Минск живет с новыми граффити, нарисованными зарубежными и белорусскими уличными художниками в рамках проекта Urban Myths. Правда, привыкнуть к некоторым муралам (так называется большое граффити на здании) и успокоиться жители столицы никак не могут: то пишут в Октябрьский исполком, чтобы убрали "ангела смерти" на Воронянского и согласовывали подобные картины с жителями, то пишут петиции, в которых требуют закрасить все граффити в городе. Мол, они негативно сказываются на психике горожан, поэтому нельзя допускать подобные проекты.
"Как маленьким детям расти и видеть эти "красоты"? Какой у них будет вкус, какие мысли и смысл в жизни? Не захотят ли они почувствовать кайф от наркотиков, чтобы увидеть галлюцинации? На этом базируется психоделика. Нужно ли детям с младых ногтей приучать себя к этой галлюциногенной романтике?" — выдает минчанка Анастасия Еремеева в громкой петиции под девизом "Остановить арт-проект Urban Myths. Зарисовать граффити на многоэтажках". Ее поддерживают 223 человека. Правда, тут же появляется еще одна петиция: "Требуем срочно закрасить Анастасию Еремееву", которую подписывают 2228 белорусов.
"Я не думаю, что это именно белорусская реакция, — рассуждает автор "Самолетика" на Аэродромной Евгений Сосюра (Mutus). — Мне кажется, что везде примерно такое же отношение. Понятно, что если изображение лайтовое, то на него никто жаловаться не будет. А когда появляется что-то вроде работы Ino (граффити "Человек без лица" на ул. Воронянского), то процент недовольных возрастает. К тому же, если почитать, то за границей все наиболее странные и пугающие работы появляются в основном там, где их никто не видит: далеко от центра".
Сам Евгений "официально" занимается стрит-артом: то есть власти Пинска предпочли его мурал и пригласили расписать здания города. Правда, художник должен их согласовывать с горисполкомом и они должны касаться исключительно истории города:
"Это росписи на историческую тему, а не стрит-арт-проекты. Я раскрашиваю именно центр города, поэтому нельзя вот так прийти и из головы рисовать", — подчеркивает Евгений.
Монументальная живопись — достаточно "эгоистичное" занятие, и договариваться с жителями улиц поводу того, что должно появиться на том или ином здании, — как минимум абсурдно. И неважно, где этот дом находится, в центре или на окраине. Потому что вместо стрит-арта, требующего вдумчивого взгляда, на стенах могут возникнуть цветы, бабочки и котики. Например, солнце на мурале, что на минской улице Авакяна, одной жительнице казалось слишком злым. "Другой не нравилось, что у него один глаз закрыт, и она не могла понять, как это солнце может подмигивать. А еще одна сказала, что моя работа — какая-то совдеповщина", — вспоминает крымский стрит-артер Алексей Кислов (Kislow). Причем подобные ситуации возникали у Алексея не только в городах бывшего СССР, но, например, и в, казалось бы, давно расписанной Польше. Хотя, по мнению художника, жителям Беларуси, Украины, России действительно тяжеловато воспринимать что-то новое. Возможно, роль играет кризис, который переживают страны: "Людям кажется, что это делается за их деньги. Поэтому они часто говорят, мол, лучше бы что-то полезное сделали, например, покрасили скамейки".
Но несмотря на убеждения, полагает стрит-артер, горожан нужно просвещать в плане монументальной живописи, проводить встречи с художниками, которые приезжают делать город более интересным, что, собственно, и происходит в рамках Urban Myths. Это первое. А во-вторых, сам художник должен нести ответственность за свою работу:
"Какая-никакая цензура должна быть. Но главное, чтобы она не превращалась в суперконъюнктурную форму творчества, то есть рисовать то, что хотят люди. Ведь чаще всего они и сами не знают, чего хотят. А если и знают, то не факт, что им это нужно".
Последней монументальной работой Алексея Кислова стал как раз минский мурал. А вот итальянский уличный художник Francesco Giorgino (Millo) после визита в Минск свозил своего мальчика-путешественника в Чикаго, Рим, Турин и Париж.
"Самое прекрасное в моих работах — это то, что каждый в них видит то, что ему нравится: для некоторых мои гиганты — дети, для других — пришельцы. Это как некоторые видят только здания, а некоторые только равнины. Именно поэтому мне очень хотелось показать идею большой любви: большой человек заботится о маленькой девочке", — рассказывает художник о своем мурале на улице Брилевская. Однажды он собирается вернуться в Минск. Если не рисовать, то отдыхать вместе со своей девушкой.
"Я действительно полюбил Минск. Мне очень понравилась архитектура, особенно старая часть города. Еще я полюбил еду. И, самое прекрасное, что мне довелось увидеть здесь золотую осень", — признается звезда итальянского стрит-арта.
Проект Urban Myths продолжится весной.
Читать также: Автор "Девушки в вышиванке": Попала в топ потому, что мир интересуется Беларусью
Стрит-арт в Минске: Что задумали авторы и что увидели прохожие (фото)
Фото: kartinca.ru
facebook Millo