Три страны, одна река: будущее Западного Буга под вопросом
Западный Буг
Западный Буг — естественная граница между Украиной, Беларусью и Польшей. Но в последнее годы берега реки стали расходится — в переносном смысле — всё дальше и дальше. Сложная геополитическая ситуация поставила взаимодействие между странами в сфере охраны экологии долины Западного Буга на паузу.
Журналисты из Украины, Беларуси и Польши поработали вместе, чтобы показать: природа требует объединить наши усилия для сохранения жизни, и обычные люди часто могут сделать для этого больше, чем политики.
Река трех стран
Западный Буг является трансграничной рекой и протекает по территориям Украины, Беларуси и Польши. Общая длина его составляет 831 км.
Свое начало Западный Буг берет в Украине, на западных склонах Подольской возвышенности возле деревни Верхобуж, проходит по Брестскому Полесью и Прибугской равнине, на территории Польши впадает в Загжинское водохранилище на реке Наров. Дальше воды Западного Буга через Вислу попадают в Балтийское море.
В пределах Беларуси протяженность Западного Буга — 169 км. Это примерно 20% от общей длины. Самый крупный населенный пункт на реке — Брест (344,5 тысячи жителей). Основные притоки в Беларуси: Мухавец, Лесная, Пульва, Капаевка. Река Мухавец соединена Днепровско-Бугским каналом с рекой Припять.
На Мухавце расположен филиал РТУП “Белорусское речное пароходство” — речной порт «Брест». Судами пароходства осуществляется перевозка грузов и пассажиров.
300 метров Буга для белорусов
— Взять воду из Буга в районе Бреста на анализ у вас не получится. Пройти к реке могут только пограничники, обычным людям доступно лишь 300 метров берега возле Брестской Крепости, — рассказывает Александр, бывший сотрудник ликвидированной властями экологической НГО. — Вдоль всего правого берега Западного Буга тянется приграничная полоса, и вход туда запрещен.
Подход к Бугу ограничен еще со времен СССР. До полномасштабного вторжения России в Украину у пограничников можно было получить пропуск на вход в запретную зону — например, чтобы порыбачить. Но сейчас пропуска выдают только представителям госструктур.
План: взять пробы и провести независимую экспертизу качества воды в Буге — разваливается на глазах. Александр объясняет, что доступный участок берега находится ниже места под названием "Свадьба двух рек" — здесь в Буг вливается Мухавец, крупнейший его приток. Так что, набери мы воду там, мы бы анализировали смесь вод двух рек, а не Западного Буга.
— Единственная возможность взять на пробу воду непосредственно из Западного Буга — попасть на остров Пограничный, который находится напротив Брестской крепости. На него иногда водят туристические экскурсии и в нижней его части, до впадения Мухавца, можно набрать воды. Но я не советовал бы этого делать. Такие экскурсии в приграничной зоне всегда сопровождают “люди в штатском” и ваши действия обязательно вызовут подозрения, — предостерегает Александр.
Но даже в случае успеха, наши рискованные действия не принесли бы особой практической пользы. Да, при наличии справки из лаборатории, подтверждающей значительное содержание загрязняющих веществ в воде, любой человек может обратиться в местный исполком с требованием закрыть, к примеру, свиноферму, расположенную вблизи его дачного участка и загрязняющую воду в колодце. Но чиновникам лишние проблемы не нужны. Поэтому лабораториям дано негласное распоряжение занижать реальные показатели, чтобы не провоцировать общественный резонанс.
Везти воду в зарубежную лабораторию тоже нецелесообразно. Во-первых, анализ пробы проводится в течение 24 часов с момента забора, а с учетом очередей на границе дорога может занять намного больше времени. Во-вторых, для анализа по большому количеству показателей потребуется и большой объем воды. Александр уверен, перевоз крупных емкостей с водой привлечет внимание сотрудников таможни, и объяснить цель их провоза будет сложно.
— С экологическим активизмом в Беларуси покончено, — считает наш проводник, — получить данные о выбросах или степени загрязнения водных объектов невозможно, они или засекречены, или их правдивость вызывает вопросы. В наше время писать жалобы, отстаивать права в суде — бессмысленно и опасно.
Прощаясь, Александр просит не указывать в статье его настоящее имя, место работы или специализацию в эко-движении. Теперь он “просто житель Бреста”.
Секретная информация и “средняя температура по больнице”
В Беларуси независимым журналистам практически невозможно получить у чиновников информацию о состоянии реки. Марк Заречный (имя изменено), специалист по устойчивому управлению водными ресурсами и бывший сотрудник ликвидированной властями НГО, высоко оценивает качество законов в области охраны окружающей среды. И система государственного экологического мониторинга работает. Но проблема в том, что государство скрывает данные от общественности.
— Ранее результаты экологического мониторинга размещались соответствующими государственными органами на их сайтах. Но сейчас официальной информации в сети мало, — говорит Марк. — Минприроды ведет реестр экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее, но там указано, что данные предоставляются только по письменному запросу.
С учетом белорусских реалий, независимые журналисты доступ не получат. А вот в соседних странах из экологических показателей секретов не делают. Наша польская коллега обнаружила многолетние данные мониторинга вод Буга в открытом доступе, журналистке из Украины природоохранные организации предоставили информацию по первому запросу. Только в Беларуси потребителям запрещено знать, какие химические элементы и в каком количестве они ежедневно потребляют вместе с водой.
Некоторые данные о загрязнении Западного Буга от белорусских природоохранных организаций все-таки присутствуют в интернете. На сайте rad.org.by публикуются ежеквартальные данные мониторинга состояния поверхностных вод крупных белорусских рек, в том числе Буга и его главных притоков. Но информация подается в виде, неудобном для анализа: указываются только максимальные и минимальные концентрации по некоторым загрязняющим веществам. Можно только заметить, что существует многолетняя проблема загрязнения реки азотом, нитратами, фосфатами и тяжелыми металлами.
Также Белстат приводит информацию о среднегодовых показателях биогенных веществ (азота и фосфора) в воде крупнейших белорусских рек за период 2005-2022 годах:
— Несмотря на большой объем представленных данных, обычному пользователю сложно понять, какой вывод о качестве воды можно сделать, — комментирует эту информацию Марк. — Цифры показывают среднегодовую концентрацию определенных веществ в воде без привязки к конкретному месту отбора проб и указания конкретных дат. Давать людям такую информацию — то же самое, что называть среднюю температуру по больнице.
Источники загрязнения водных объектов чрезвычайно многообразны. В первую очередь, это стоки городов и промышленных предприятий, а для Беларуси важную роль играют также стоки сельхозполей и животноводческих комплексов. Несмотря на то, что большинство предприятий имеют локальные очистные сооружения, вода не может быть очищена на 100%: технологии, используемые на очистных сооружениях в Беларуси, не позволяют это сделать. Например, остатки лекарственных препаратов, таких как антибиотики или противовоспалительные (используются в том числе на животноводческих и птицефермах), проходят очистные сооружения в неизменном состоянии и попадают в природные водоемы.
К тому же, отмечает Марк, мониторинг воды в Беларуси основан только на химических показателях, а биологические показатели не учитываются.
— Через день после аварийного выброса загрязняющих веществ химический анализ воды ничего не покажет — река все смоет. Влияние сброса можно определить по угнетенному состоянию флоры и фауны реки, но в Беларуси такие показатели не учитываются, — говорит эксперт.
В 2019 — 2020 годах велась работа по приближению белорусского экологического законодательства к стандартам ЕС. В том числе предусматривалось обязательное использование биологических индикаторов. Но после 2021 года она прекратилась.
Также ранее природоохранными службами Беларуси, Польши и Украины предпринимались совместные усилия в области обеспечения экологической безопасности водного бассейна реки Западный Буг. Они регулярно обменивались информацией о результатах мониторинга поверхностных вод на трансграничных участках реки, проводили обсуждение результатов проб воды, отобранных на территории каждой из стран, а специалисты организаций несколько раз в год совершали выезды в соседние страны для обмена опытом. Эта работа не прекращалась даже в ковидные времена — просто перешла в онлайн-формат. С началом полномасштабной войны сотрудничество поставлено на паузу.
Трансграничное сотрудничество: с Беларусью и без
Эффективное использование Западного Буга может принести значительную экономическую и социальную выгоду всем трем странам. Идея объединить территории на стыке Беларуси, Украины и Польши для более тесного сотрудничества появилась еще в 1992 году. А в 1995-м было образовано Трансграничное объединение "Еврорегион "Буг". Оно занималось развитием экономических и культурных связей, вопросами экологии.
Природная ценность реки возлагает на государства обязанность сохранения этого богатства. Еврорегион принимал участие в реализации проектов международной помощи в рамках Программы добрососедства “Польша — Беларусь — Украина” 2004-2006 годов, которая была продлена на 2007-2013 годы, а затем и на 2014-2020-й. Многие проекты касались улучшения экологии общей для трех стран реки.
Использование Западного Буга должно осуществляться устойчивым образом, чтобы сохранить богатства реки для будущих поколений. Беларусь, Польша и Украина ратифицировали Конвенцию ООН об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер (Беларусь — в 2003 году).
В 2001 году Беларусь и Польша подписали Соглашение о совместном использовании и охране трансграничных вод, а в 2020 году Правительства Беларуси и Польши заключили Соглашение о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных вод.
Но с учетом ситуации, которая сложилась 24 февраля 2022 года в отношениях Беларуси и Украины, украинская сторона отозвала или приостановила действие многих двусторонних договорно-правовые документов. А в отношении некоторых договоров инициатором прекращения отношений была Беларусь. Наша коллега сообщает, что чиновники в Украине игнорируют вопросы журналистов о том, ведется ли какое-то взаимодействие по вопросам экологии с белорусской стороной.
Наша польская журналистка также не смогла узнать у представителей властей, продолжается ли обмен информацией об экологической ситуации на реке Западный Буг. Чиновники в своих ответах лишь указывают, что с 2023 года сотрудничество по трансграничным водам с Беларусью приостановлено по дипломатическим причинам.
Конечно, у Беларуси есть своё внутреннее природоохранное законодательство, и оно по-прежнему должно соблюдаться. Но, как мы увидим далее, нашей стране удалось добиться определенных успехов в борьбе за чистоту вод Западного Буга именно благодаря международному сотрудничеству и материальной поддержке стран ЕС.
Без европейских денег ничего не получается
В бассейне Западного Буга есть города, которые до сих пор для очистки сточных вод эксплуатируют оборудование и сооружения, построенные в 1980-е. Они физически и морально устарели, находятся в аварийном состоянии и функцию свою практически не выполняют. Номинально очищенные сточные воды попадают в местные реки, а оттуда — в Буг, затем в Вислу и в Балтийское море.
Белорусские власти проводят реконструкцию и замену оборудования на таких сооружениях, но — на какие средства?
Брест — самый крупный населенный пункт в бассейне Западного Буга и крупный промышленный центр. Отработанные сточные вод сбрасываются в воды трансграничной реки. К своему тысячелетию город получил “в подарок” обновленные очистные сооружения. Директор Брестводоканала А. Пролиско в интервью госСМИ рассказал, что из областного и городского бюджета средства на это не выделялись, о финансировании позаботилась Хельсинская комиссия (Helcom), созданная рядом стран для решения проблемы загрязнения вод Балтийского моря.
Все работы по реконструкции и закупке нового оборудования были осуществлены за счёт кредитных и грантовых средств международных банков и финансовых фондов. Сумма вложений — 16,2 млн евро.
Это далеко не единственный случай, когда на очистку Западного Буга выделяются деньги западных стран. В 2014 году Дания и Польша оплатили Брестводоканалу покупку фильтр-прессов (общая сумма финансирования примерно. 2 млн евро). Это оборудование позволило освободить многолетние илонакопители, расположенные в пойме Западного Буга (два из них находились в 100 метрах от реки) и тем самым снизить риск попадания в него тысяч тонн ила.
В 2008 году Международный банк реконструкции и развития выделил 1,8 млн евро на установку аэротенка, а в 2007-2013 годах ЕС перечислил Брестводоканалу 400 тысяч евро в рамках международной программы по снижению содержания азота и фосфора в сточных водах. И это только некоторые проекты.
Получили финансовую поддержку от ЕС в модернизации очистительных сооружений и другие города, расположенные в бассейне Буга.
Каменец в рамках программы “Польша — Беларусь —Украина” в 2007-2013 годах получил от ЕС грант на строительство очистных сооружений на сумму в 2 млн евро. С учетом того, что годовой бюджет всего Каменецкого района (без дотаций) составляет примерно 11 млн евро, европейская помощь выглядит весьма существенной.
Жабинка, город-спутник Бреста, по программе “Польша — Беларусь —Украина” в 2014-2020 годах также получила новые очистительные: старые сооружения уже не отвечали современным требованиям и морально устарели — им насчитывалось почти полвека. Система перестала справляться с объемом стоков, что грозило прорывом и экологической катастрофой. Европейская помощь и в этом случае также составила 2 млн евро.
А вот Кобрину повезло меньше — пригород постоянно накрывает тошнотворный запах от находящихся рядом очистных сооружений, год постройки которых — 1980-й. Жители жаловались в различные инстанции, в 2019 году писали в “Большой разговор с Президентом”. Местные власти подготовили проектную документацию на реконструкцию очистных, но денег из госбюджета на проведение работ так и не получили. Евросоюз к тому времени поставил свою помощь. Видимо, жителям Кобрина и прилегающих деревень придется дышать зловонием еще не один год.
На байдарке из Украины до самого Балтийского моря
Природа Западного Буга уникальна, но преимущества реки не использовались в полной мере для развития экологического туризма в регионе. Исправить ситуацию взялись организаторы проекта “Буг объединяет нас” — они предложили создать байдарочные маршруты, ведущие через границу Украины, Беларуси и Польши.
Предполагалось, что первый маршрут пройдет от Верхобужа в Украине до Вышкува в Польше, второй — от Белина до Бреста в Беларуси по Депро-Бугскому каналу и реке Мухавец. Проект нашел финансовую поддержку ЕС: в рамках тоё же “Польша — Беларусь —Украина” в 2014-2020 годах для его реализации было выделено 1,4 млн евро.
В то время проект не выглядел утопией. На внешней границе ЕС между Польшей, Беларусью и Украиной было два места, где во время туристического сезона можно было пройти пограничный контроль и пересечь границу по водному пути при сплаве на байдарках: на Августовском канале и в Бресте.
Сегодня из-за напряженной геополитической обстановки международные маршруты не работают. Сплавы осуществляются только в пределах каждой из стран.
Справимся ли в одиночку?
В Беларуси, как и в Украине и Польше, перешли от административно-территориального к бассейновому принципу управления водными ресурсами. Для рационального использования и охраны бассейнов рек создаются Бассейновые советы, куда входят представители органов власти, науки, субъектов хозяйствования и общественных организаций.
Разработка Плана управления бассейном реки Западный Буг в нашей стране осуществлялась в рамках проекта международной технической помощи “Водная инициатива ЕС+ для стран Восточного партнерства”. План был утвержден в 2019 году.
В 2022 году, на очередном заседании Западно-Бугского бассейнового совета, первый зампред Брестского облисполкома В. Зайчук посетовал, что оборудование по очистке сточных вод изнашивается и уже с трудом справляется с растущими объемами промышленного производства. На реализацию проектов по очистке воды необходимы десятки миллионов рублей, а международное сотрудничество по сохранению водных ресурсов приграничных районов прекратилось.
Белорусские чиновники привыкли решать проблемы экологии за счет денег из ЕС. А что смогут они сделать сами, за деньги из бюджета Беларуси?
Взаимодействие между Украиной и Польшей в вопросах сохранения экологии Западного Буга продолжается. По-прежнему ведется совместный мониторинг качества воды, осуществляется финансирование общих проектов из фондов ЕС. Беларуси остается надеяться, что полувековые очистные сооружения продержатся до момента, когда в стране произойдут перемены — и она снова включится в трансграничные проекты.
Это расследование было проведено при поддержке Journalismfund Europe.
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.