В Беларуси самая молодая интернет-аудитория в Европе
Пользователь белорусского Интернета — не маньяк и не одиночка, а примерный семьянин.
Пользователь белорусского Интернета — кто он? Мужчина или женщина? Какого возраста?
Михаил Дорошевич: Я думаю, что типичные пользователи Интернета в Беларуси — это мы с вами. Но, как показывают результаты аудиторного исследования, большая часть белорусского Интернета — это молодёжь в возрасте 15-24 лет.
Какое у них образование?
Чаще всего среднее или средне-специальное. Скорее всего, они находятся в процессе получения высшего образования.
То есть, скорее всего, это будет студент?
Да, студент или школьник.
Если сравнить нашу интернет-аудиторию с западной, отличаемся ли мы?
Да, в Беларуси самая молодая интернет-аудитория в Европе. Это действительно особенность нашего белорусского Интернета. И это очень хорошо.
Но ведь здесь получается, что более взрослая аудитория будто выкинута из этого процесса?
Нет, здесь есть другой интересный момент. Молодёжи больше в белорусском Интернете, но они меньше просматривают информации. Они читают заголовки, они спешат жить — а уже люди старшие как раз больше читают, больше делают просмотров на страницах белорусских сайтов.
Проблема в том, что самая взрослая группа — это люди старше 55 лет — их очень мало в белорусском Интернете. Тому есть несколько причин. Это, к сожалению, и незнакомство с компьютерной и интернет-грамотностью. Другая причина в том, что эти люди привыкли к другим, более традиционным средствам коммуникации — телефонам, телевидению, радио…
Много ли людей в Беларуси не могут себе позволить пользоваться Интернетом из-за того, что он дорогой?
Да, обычно я говорю, что Интернет-пользователи в Беларуси более обеспеченные по сравнению с остальным населением страны. К сожалению, у нас на самом деле большой порог входа в Интернет, но я надеюсь, что он будет всё-таки снижаться. И тогда, конечно, большее количество людей сможет им пользоваться.
Также актуальна проблема цифрового неравенства — разница между жителями города и сельской местности. В более мелких населённых пунктах людям нужно объяснять, чем им может быть полезен Интернет.
Возможно, это и хорошо, что не все могут позволить себе Интернет? Может быть, таким образом белорусская интернет-аудитория становится более качественной?
Я ни в коем случае не соглашусь. Цифровое неравенство — это именно проблема. Некоторые законы или документы можно найти только в Интернете. Получается, что люди, не пользующиеся Интернетом, не будут иметь доступа к ним. Таким образом происходит несправедливое разделение людей на интернет-грамотных и на интернет-неграмотных.
Возможно, и год. Поскольку очень хорошо будет способствовать росту Интернета то, что мобильные операторы начнут предоставлять больше услуг по доступу в Интернет. В последнее время все операторы говорят, что будут создавать сети 3G... Это, конечно, позднее, чем в остальных европейских странах, но, тем не менее, это свидетельствует о росте в сфере передачи данных.
Когда в Беларуси начали более или менее массово пользоваться Интернетом?
Вы знаете, я боюсь сейчас ошибиться, но думаю, что Интернет с какого-то очень неизведанного чуда для весьма ограниченного количества людей стал популярным, когда "Белтелеком" предложил беспарольный доступ. Это был ключевой момент для того, чтобы люди начали массово пользоваться Интернетом.
Следующий такой рывок будет, когда воплотится в жизнь государственная программа насчёт того, что в стране должен быть 1 миллион 700 тысяч пользователей широкополосного скоростного интернета. И то, что мобильные операторы начнут предоставлять более дешёвый Интернет.
Изменилась ли аудитория с тех пор, как люди начали широко пользоваться Интернетом в Беларуси? Или это всегда был студент 3-го курса?
Сначала аудитория Интернет-пользователей в Беларуси — это были в основном люди компьютерные: была очень популярна ФИДО... Как раз то, что стало больше молодёжи — это хорошо, потому что это перестало быть профессиональной сферой. Интернет- пользователь — это уже не какого-то уникальный человек, не профессионал-специалист. Сейчас это такой же навык, как писать или читать.
Было ли что-то неожиданное для вас во время исследований белорусской интернет-аудитории?
Всегда что-то удивляет. Но какие-то вещи достаточно традиционны. Для восточно-европейских рынков — это то, что количество мужчин-пользователей больше, чем женщин (55% мужчин и 45% женщин). Когда рынки более развиты, пользующихся Интернетом женщин становится больше. Это естественно происходит тогда, когда становится больше полезных для женщин ресурсов. Вторая вещь — мужчины более активны, они делают больше просмотров на сайте.
И какие сайты наиболее популярны среди женщин?
Из сайтов, участвующих в нашем исследовании, женщины чаще всего посещают marketing.by: возможно, потому, что женщин-маркетологов больше. Также популярен среди женщин сайт 360.by, поскольку там афиша, там информация о красоте. Ещё у женщин всегда популярны туристические сайты — и наши исследования это подтверждают.
А какие сайты популярны среди мужчин?
Естественно, что сначала идут сайты SNG.by и Maxigame — это сайты, на которых находятся геймеры. Как показывают наши данные, мало того, что на этих сайтах больше мужчин, так они ещё делают больше просмотров. То небольшое количество женщин, которые случайно туда попали, сразу же стремительно уходят с этих сайтов.
И вот видите, что получается. Мужчины — они могут хотя бы развлечься, а для женщин развлекательным сайтом будет профессиональный marketing.by. Из этих исследований мы можем видеть, чего не хватает женщинам. То же самое и с мужчинами: кроме компьютерных игр и технологических новостей, куда им пойти?
На сколько лет мы отстаём от западных стран по развитию интернет-технологий?
Это трудный вопрос. Потому что в некоторых вещах мы отстаём, а в некоторых абсолютно находимся на общем уровне. В этом и особенность интернет-технологий, что здесь невозможно отставать на 3-5-10 лет: есть просто небольшое количество людей, использующее все возможности, которые сейчас существуют в Интернете во всём мире. Просто это количество людей может быть маленьким по сравнению с остальными странами.
Сегодня мы отстаём от остальных в цене на Интернет, в инфраструктуре. Очень простой пример, что за границами Минской кольцевой у вас не будет широкополосного доступа. Также у вас может не быть широкополосного Интернета в центре Минска. Естественно, мы отстаём с точки зрения доступных белорусам сервисов...
Также мы отстаём в рекламе. Если сравнить количество существующих в Интернет-рекламе денег с другими странами, то у нас эта цифра будет меньше, чем в Украине или Румынии, и на порядок меньше, чем в Польше. Но, тем не менее, она не ноль. И как бы мы ни относились к рекламе, она важна — ведь именно благодаря ей проекты могут создавать более интересное содержание.
Например, в Эстонии сегодня Wi-Fi существует в каждой больнице. Но фактором, который поспособствовал развитию Интернета в прибалтийских странах, стали банки. Когда банковские услуги стали стоить дешевле через Интернет — это сразу привело к тому, что люди разных категорий, в том числе и взрослые, начали более активно использовать Интернет.
Ещё один хороший пример есть в Литве. Там сельское население сдаёт молоко. И лаборатория, которая проводит его тесты, находится в Каунасе. Результаты тестов обычно доступны через 3 дня. А в Интернете их можно посмотреть в тот же день. И бабушки приходят в пункты общественного доступа, чтобы получить результаты тестов молока быстрее. Вот такие примеры способствуют развитию Интернета.
Похожий пример: у нас сейчас люди, особенно бабушки, очень любят покупать лотерейные билеты. После можно проверить в Интернете, выиграл твой билет или нет. Но почему-то это не стало толчком к расширению Интернета, как это произошло в Литве...
Тем не менее, я видел, что «Спортлото», «Суперлото» — одни из наиболее частых запросов, которые делают белорусы в Интернете. Здесь проблема может быть в другом: люди попросту не знают, что есть такой сайт.
В каждой ли стране есть свой TUT.by? Или это исключительно белорусская ситуация и это только нам так посчастливилось?
Здесь мы как раз возвращаемся к вопросу об отставании. Во всех странах всегда существовали лидеры, имеющие очень большую долю охвата (60-80%), такого типа как TUT.by, который является настоящим порталом. Они были и в России, и в Украине, и в Прибалтике, были они и в Польше. Возьмём, к примеру, Delphi: ещё года 1,5 назад его охват был около 80%. Сейчас он стал меньше...
Когда появляется больше тематических или других проектов, то порталы начинают терять долю охвата. Люди начинают переходить на более тематические, специализированные ресурсы.
Если смотреть по трафику, то кроме TUT.by самыми популярными будут социальные сети и поисковые машины — Google, Yandex. Естественно, что популярным белорусским сайтом является Onliner. Примерно на этом уровне по популярности находится Livejournal.
В последнее время очень популярны стали социальные сети, такие как Vkontakte, Odnoklassniki. Но в Беларуси в лидерах — российские сети. Так же среди популярных ресурсов, которые вы перечислили, только два можно считать белорусскими проектами. Плохо ли это?
Одновременно и хорошо, и плохо. Плохо то, что не развиваются белорусские ресурсы. Но, с другой стороны, если смотреть на социальные сети, такие как Vkontakte, Odnoklassniki: у них, конечно, хозяева — не белорусы, но то содержание и контент, который создают белорусы — почему бы его не считать белорусским? Действительно, уже почти без разницы, кто владелец площадки. Люди из определённых стран могут создавать свой контент, своё полезное и уникальное содержание.
Тот же Livejournal — там есть исключительно белорусские сообщества...
Абсолютно верно. Они популярны, и я бы их рассматривал целиком именно как белорусские ресурсы. Ещё одна важная проблема — это то, что в белорусском Интернете очень много сайтов и они очень неплохие, но о них просто не знают. Потому что просто показом баннера о них больше не узнаешь. Очень тяжело, если ты не в Интернете, узнать, что существует прекрасный сайт. Должны быть всевозможные виды оффлайновой активности: рассказы по телевидению, радио, статьи в газетах, которые объясняли бы, что может быть полезного в Интернете.
Во всём мире Интернет — для того, чтобы поддержать все остальные медиа. То, что не помещается в телевидении или на газетной полосе, — этому всему есть место в Интернете. А в Беларуси — наоборот: традиционные медиа поддерживают Интернет. Чтобы развился интернет-проект, в традиционных медиа должны больше рассказывать об Интернете.
Пользователь белорусского Интернета — не маньяк и не одиночка, а примерный семьянин
Насколько виртуальна жизнь белорусов? Много ли людей уже туда переместились?
Я думаю, какое-то количество людей уже туда переместилось. Главное, чтобы людям было полезно и интересно перемещаться туда, чтобы они там не терялись...
Интернет-пользователи — это всё-таки люди более активные. Они хоть и находятся в Интернете — это не означает, что они пассивны в своей жизни. Мы знаем много хороших примеров, когда люди собирались в Интернете и делали очень полезные акции: что-то для деток делали или для тех, кто болен... И это мне представляется очень важным. Об этих случаях, я думаю, должны люди больше узнавать, в том числе через традиционные медиа. И тогда те люди, которые думают, что Интернет — зло, будут понимать, что с помощью Интернета можно сделать много хороших дел.
Я вдруг вспомнил ещё одну интересную особенность белорусских интернет-пользователей. Они живут не поодиночке. Это социализированные люди, они живут в семьях.
Это интересно, потому что существует такой стереотип, что сидящие в Интернете люди — антисоциальные и вообще маньяки...
Так вот такие исследования реабилитировали Интернет, поскольку мы как раз и нашли, что эти люди — не одиночки! Они живут в семьях, им есть кому рассказать, с кем делиться и кого привлечь.
Эти и другие особенности белорусской Интернет-аудитории в интервью Еврорадио описывает руководитель проекта Gemius в Беларуси Михаил Дорошевич
Пользователь белорусского Интернета — кто он? Мужчина или женщина? Какого возраста?
Михаил Дорошевич: Я думаю, что типичные пользователи Интернета в Беларуси — это мы с вами. Но, как показывают результаты аудиторного исследования, большая часть белорусского Интернета — это молодёжь в возрасте 15-24 лет.
Какое у них образование?
Чаще всего среднее или средне-специальное. Скорее всего, они находятся в процессе получения высшего образования.
То есть, скорее всего, это будет студент?
Да, студент или школьник.
Если сравнить нашу интернет-аудиторию с западной, отличаемся ли мы?
Да, в Беларуси самая молодая интернет-аудитория в Европе. Это действительно особенность нашего белорусского Интернета. И это очень хорошо.
Но ведь здесь получается, что более взрослая аудитория будто выкинута из этого процесса?
Нет, здесь есть другой интересный момент. Молодёжи больше в белорусском Интернете, но они меньше просматривают информации. Они читают заголовки, они спешат жить — а уже люди старшие как раз больше читают, больше делают просмотров на страницах белорусских сайтов.
Проблема в том, что самая взрослая группа — это люди старше 55 лет — их очень мало в белорусском Интернете. Тому есть несколько причин. Это, к сожалению, и незнакомство с компьютерной и интернет-грамотностью. Другая причина в том, что эти люди привыкли к другим, более традиционным средствам коммуникации — телефонам, телевидению, радио…
Много ли людей в Беларуси не могут себе позволить пользоваться Интернетом из-за того, что он дорогой?
Да, обычно я говорю, что Интернет-пользователи в Беларуси более обеспеченные по сравнению с остальным населением страны. К сожалению, у нас на самом деле большой порог входа в Интернет, но я надеюсь, что он будет всё-таки снижаться. И тогда, конечно, большее количество людей сможет им пользоваться.
Также актуальна проблема цифрового неравенства — разница между жителями города и сельской местности. В более мелких населённых пунктах людям нужно объяснять, чем им может быть полезен Интернет.
Возможно, это и хорошо, что не все могут позволить себе Интернет? Может быть, таким образом белорусская интернет-аудитория становится более качественной?
Я ни в коем случае не соглашусь. Цифровое неравенство — это именно проблема. Некоторые законы или документы можно найти только в Интернете. Получается, что люди, не пользующиеся Интернетом, не будут иметь доступа к ним. Таким образом происходит несправедливое разделение людей на интернет-грамотных и на интернет-неграмотных.
Бесплатный WI-FI появится во всех белорусских кафе уже через год?
Когда мы можем ожидать, что Интернет в Беларуси станет дешёвым? Когда в каждом кафе будет WI-FI? Сколько надо ждать — год, два?Возможно, и год. Поскольку очень хорошо будет способствовать росту Интернета то, что мобильные операторы начнут предоставлять больше услуг по доступу в Интернет. В последнее время все операторы говорят, что будут создавать сети 3G... Это, конечно, позднее, чем в остальных европейских странах, но, тем не менее, это свидетельствует о росте в сфере передачи данных.
Когда в Беларуси начали более или менее массово пользоваться Интернетом?
Вы знаете, я боюсь сейчас ошибиться, но думаю, что Интернет с какого-то очень неизведанного чуда для весьма ограниченного количества людей стал популярным, когда "Белтелеком" предложил беспарольный доступ. Это был ключевой момент для того, чтобы люди начали массово пользоваться Интернетом.
Следующий такой рывок будет, когда воплотится в жизнь государственная программа насчёт того, что в стране должен быть 1 миллион 700 тысяч пользователей широкополосного скоростного интернета. И то, что мобильные операторы начнут предоставлять более дешёвый Интернет.
Изменилась ли аудитория с тех пор, как люди начали широко пользоваться Интернетом в Беларуси? Или это всегда был студент 3-го курса?
Сначала аудитория Интернет-пользователей в Беларуси — это были в основном люди компьютерные: была очень популярна ФИДО... Как раз то, что стало больше молодёжи — это хорошо, потому что это перестало быть профессиональной сферой. Интернет- пользователь — это уже не какого-то уникальный человек, не профессионал-специалист. Сейчас это такой же навык, как писать или читать.
Белорусским женщинам не хватает развлекательных сайтов
Было ли что-то неожиданное для вас во время исследований белорусской интернет-аудитории?
Всегда что-то удивляет. Но какие-то вещи достаточно традиционны. Для восточно-европейских рынков — это то, что количество мужчин-пользователей больше, чем женщин (55% мужчин и 45% женщин). Когда рынки более развиты, пользующихся Интернетом женщин становится больше. Это естественно происходит тогда, когда становится больше полезных для женщин ресурсов. Вторая вещь — мужчины более активны, они делают больше просмотров на сайте.
И какие сайты наиболее популярны среди женщин?
Из сайтов, участвующих в нашем исследовании, женщины чаще всего посещают marketing.by: возможно, потому, что женщин-маркетологов больше. Также популярен среди женщин сайт 360.by, поскольку там афиша, там информация о красоте. Ещё у женщин всегда популярны туристические сайты — и наши исследования это подтверждают.
А какие сайты популярны среди мужчин?
Естественно, что сначала идут сайты SNG.by и Maxigame — это сайты, на которых находятся геймеры. Как показывают наши данные, мало того, что на этих сайтах больше мужчин, так они ещё делают больше просмотров. То небольшое количество женщин, которые случайно туда попали, сразу же стремительно уходят с этих сайтов.
И вот видите, что получается. Мужчины — они могут хотя бы развлечься, а для женщин развлекательным сайтом будет профессиональный marketing.by. Из этих исследований мы можем видеть, чего не хватает женщинам. То же самое и с мужчинами: кроме компьютерных игр и технологических новостей, куда им пойти?
На сколько лет мы отстаём от западных стран по развитию интернет-технологий?
Это трудный вопрос. Потому что в некоторых вещах мы отстаём, а в некоторых абсолютно находимся на общем уровне. В этом и особенность интернет-технологий, что здесь невозможно отставать на 3-5-10 лет: есть просто небольшое количество людей, использующее все возможности, которые сейчас существуют в Интернете во всём мире. Просто это количество людей может быть маленьким по сравнению с остальными странами.
Сегодня мы отстаём от остальных в цене на Интернет, в инфраструктуре. Очень простой пример, что за границами Минской кольцевой у вас не будет широкополосного доступа. Также у вас может не быть широкополосного Интернета в центре Минска. Естественно, мы отстаём с точки зрения доступных белорусам сервисов...
Также мы отстаём в рекламе. Если сравнить количество существующих в Интернет-рекламе денег с другими странами, то у нас эта цифра будет меньше, чем в Украине или Румынии, и на порядок меньше, чем в Польше. Но, тем не менее, она не ноль. И как бы мы ни относились к рекламе, она важна — ведь именно благодаря ей проекты могут создавать более интересное содержание.
Сайт «Спортлото» — путь к прорыву белорусского Интернета...
Что должно произойти в стране, чтобы Интернет стал более доступным?Например, в Эстонии сегодня Wi-Fi существует в каждой больнице. Но фактором, который поспособствовал развитию Интернета в прибалтийских странах, стали банки. Когда банковские услуги стали стоить дешевле через Интернет — это сразу привело к тому, что люди разных категорий, в том числе и взрослые, начали более активно использовать Интернет.
Ещё один хороший пример есть в Литве. Там сельское население сдаёт молоко. И лаборатория, которая проводит его тесты, находится в Каунасе. Результаты тестов обычно доступны через 3 дня. А в Интернете их можно посмотреть в тот же день. И бабушки приходят в пункты общественного доступа, чтобы получить результаты тестов молока быстрее. Вот такие примеры способствуют развитию Интернета.
Похожий пример: у нас сейчас люди, особенно бабушки, очень любят покупать лотерейные билеты. После можно проверить в Интернете, выиграл твой билет или нет. Но почему-то это не стало толчком к расширению Интернета, как это произошло в Литве...
Тем не менее, я видел, что «Спортлото», «Суперлото» — одни из наиболее частых запросов, которые делают белорусы в Интернете. Здесь проблема может быть в другом: люди попросту не знают, что есть такой сайт.
В каждой ли стране есть свой TUT.by? Или это исключительно белорусская ситуация и это только нам так посчастливилось?
Здесь мы как раз возвращаемся к вопросу об отставании. Во всех странах всегда существовали лидеры, имеющие очень большую долю охвата (60-80%), такого типа как TUT.by, который является настоящим порталом. Они были и в России, и в Украине, и в Прибалтике, были они и в Польше. Возьмём, к примеру, Delphi: ещё года 1,5 назад его охват был около 80%. Сейчас он стал меньше...
Когда появляется больше тематических или других проектов, то порталы начинают терять долю охвата. Люди начинают переходить на более тематические, специализированные ресурсы.
Во всём мире Интернет поддерживает остальные медиа. В Беларуси наоборот — традиционные медиа поддерживают Интернет.
Какие сайты наиболее популярны по посещаемости среди белорусов?Если смотреть по трафику, то кроме TUT.by самыми популярными будут социальные сети и поисковые машины — Google, Yandex. Естественно, что популярным белорусским сайтом является Onliner. Примерно на этом уровне по популярности находится Livejournal.
В последнее время очень популярны стали социальные сети, такие как Vkontakte, Odnoklassniki. Но в Беларуси в лидерах — российские сети. Так же среди популярных ресурсов, которые вы перечислили, только два можно считать белорусскими проектами. Плохо ли это?
Одновременно и хорошо, и плохо. Плохо то, что не развиваются белорусские ресурсы. Но, с другой стороны, если смотреть на социальные сети, такие как Vkontakte, Odnoklassniki: у них, конечно, хозяева — не белорусы, но то содержание и контент, который создают белорусы — почему бы его не считать белорусским? Действительно, уже почти без разницы, кто владелец площадки. Люди из определённых стран могут создавать свой контент, своё полезное и уникальное содержание.
Тот же Livejournal — там есть исключительно белорусские сообщества...
Абсолютно верно. Они популярны, и я бы их рассматривал целиком именно как белорусские ресурсы. Ещё одна важная проблема — это то, что в белорусском Интернете очень много сайтов и они очень неплохие, но о них просто не знают. Потому что просто показом баннера о них больше не узнаешь. Очень тяжело, если ты не в Интернете, узнать, что существует прекрасный сайт. Должны быть всевозможные виды оффлайновой активности: рассказы по телевидению, радио, статьи в газетах, которые объясняли бы, что может быть полезного в Интернете.
Во всём мире Интернет — для того, чтобы поддержать все остальные медиа. То, что не помещается в телевидении или на газетной полосе, — этому всему есть место в Интернете. А в Беларуси — наоборот: традиционные медиа поддерживают Интернет. Чтобы развился интернет-проект, в традиционных медиа должны больше рассказывать об Интернете.
Пользователь белорусского Интернета — не маньяк и не одиночка, а примерный семьянин
Насколько виртуальна жизнь белорусов? Много ли людей уже туда переместились?Я думаю, какое-то количество людей уже туда переместилось. Главное, чтобы людям было полезно и интересно перемещаться туда, чтобы они там не терялись...
Интернет-пользователи — это всё-таки люди более активные. Они хоть и находятся в Интернете — это не означает, что они пассивны в своей жизни. Мы знаем много хороших примеров, когда люди собирались в Интернете и делали очень полезные акции: что-то для деток делали или для тех, кто болен... И это мне представляется очень важным. Об этих случаях, я думаю, должны люди больше узнавать, в том числе через традиционные медиа. И тогда те люди, которые думают, что Интернет — зло, будут понимать, что с помощью Интернета можно сделать много хороших дел.
Я вдруг вспомнил ещё одну интересную особенность белорусских интернет-пользователей. Они живут не поодиночке. Это социализированные люди, они живут в семьях.
Это интересно, потому что существует такой стереотип, что сидящие в Интернете люди — антисоциальные и вообще маньяки...
Так вот такие исследования реабилитировали Интернет, поскольку мы как раз и нашли, что эти люди — не одиночки! Они живут в семьях, им есть кому рассказать, с кем делиться и кого привлечь.