В Беларуси запретят ездить по “зебрам” на велосипедах. А как в других странах?
Велосипедисты переезжают проезжую часть
Власти собираются снова запретить велосипедистам и самокатчикам ездить по пешеходным переходам. Это следует из проекта указа о внесении изменений в ПДД, который бурно критикуют сотни белорусов.
Разрешение не спешиваться на “зебрах” владельцы велосипедов и других средств персональной мобильности получили в октябре 2022 года. По словам представителя ГАИ, с тех пор количество ДТП с их участием существенно увеличилось.
Гаишники говорят, что именно поэтому разрешение решили “откатить”. Дальше — только пешком.
— Ну вот, опять мы во всём виноваты, — сокрушаются в соцсетях велосипедисты. — Стало больше ДТП? Ну так причиной может быть и солнце, которое ярче светило, чем год назад, и в целом количество участников дорожного движения. В общем, как обычно: зачем разбираться, когда проще запретить.
Во многих европейских странах закон уравнивает велосипедистов и самокатчиков, поэтому правила дорожного движения для них одинаковы. Неужели только белорусам запрещено ездить по “зебрам”?
Спойлер — это не так.
Чехия
Согласно закону о дорожном движении Чехии, велосипедистам запрещено ездить по пешеходным переходам. Пересекая улицу по “зебре”, водитель должен спешиваться.
Нарушителям грозит денежный штраф до 2500 тысяч крон (примерно 100 евро).
Польша
В польских правилах дорожного движения чётко указано, что велосипедисту как лицу, управляющему транспортным средством, не разрешается передвигаться по пешеходному переходу. Как и в Чехии, он обязан слезть с велосипеда и перевезти его.
В перечень штрафов включено положение о том, что за движение иного транспортного средства, кроме автомобиля, по тротуару или пешеходному переходу предусмотрен штраф в размере до 100 злотых (23,5 евро).
Франция
Как и в Германии, ничто не запрещает велосипедисту во Франции переезжать “зебру” (при условии, что он не нарушает другие правила). Однако в этом случае они теряют приоритет перед приближающимися автомобилями — так же, как и пешеходы, перебегающие дорогу.
Слезая с сиденья, велосипедист снова становится пешеходом... и, следовательно, имеет приоритет перед автомобилями.
Если на дороге есть переход для велосипедистов, они должны переходить её именно там, а не по “зебре”.
Нидерланды
Наверное, даже если вы не были в этой стране, то всё равно слышали, сколько там велосипедистов. И каждый год в одном только Амстердаме происходит несколько смертельных ДТП с их участием.
По логике белорусских чиновников, правил дорожного движения там просто не существует.
Но нет.
Правила здесь есть, и они аналогичны немецким и французским. На пешеходном переходе человеку нужно определиться, кто он — велосипедист или пешеход.
Чтобы иметь приоритет на дороге, лучше всего сойти с велосипеда. Если вы хотите переехать “зебру”, подождите, пока сможете сделать это безопасно, не мешая другим участникам дорожного движения. Будьте внимательны и уступайте дорогу пешеходам.
Италия
Итальянские ПДД прямо не определяют, как велосипедистам пересекать пешеходные переходы. Есть пункт, где указано, что велосипедисты должны спешиваться только в случае возникновения препятствий или опасности для пешеходов. Таким образом, если на пешеходных переходах нет людей, велосипедистов не обязывают спешиваться.
Испания
В Испании велосипедисты имеют приоритет перед автотранспортными средствами при движении по велосипедной полосе, велосипедной дорожке или обозначенной обочине. Во всех остальных случаях они обязаны уважать приоритет других участников дорожного движения, установленный правилами и знаками.
Сначала инфраструктура — потом запреты
Согласно правилам дорожного движения, действующим в упомянутых странах Европы, пересекать пешеходный переход на велосипеде запрещено не только в Беларуси. Там, где такого запрета нет, в случае ДТП пешеход всё равно в приоритете. Более того, он даже может пожаловаться на велосипедиста, который помешал ему переходить дорогу.
Почему же так всполошились белорусы?
— Если сравнивать с другими странами, надо понимать, что здесь совсем другая инфраструктура, — объясняет представитель велодвижения Беларуси Руслан (имя изменено). — Я не говорю даже про велосипедную инфраструктуру. Много в каких странах велосипедистам нельзя ездить не только по “зебрам”, но и по тротуарам — для этого есть велодорожки. А там, где их нет, велосипедисты ездят по дорогам вместе с автомобилистами. Во многих европейских городах есть специальные дорожки, по которым велосипедистам разрешено переезжать проезжую часть, установлены специальные знаки и светофоры.
В Беларуси пока инфраструктура так не развита. Ездить по дорогам нельзя, а в маленьких населённых пунктах тротуар вообще не предназначен для езды.
Так что, как по мне, надо начинать с общей инфраструктуры, а не с пешеходных переходов, которых даже в одном Минске очень много — велосипедистам приходится тратить уйму времени, чтобы спешиваться и переходить их.
Запретят пересекать “зебры” на велосипедах или нет — люди всё равно будут это делать, как и раньше. Получается, что, возвращаясь к старым правилам, власти создают ситуацию, при которой люди так или иначе будут нарушать закон. Зачем это делать, я не понимаю. Чаще всего перед переходом велосипедисты оценивают ситуацию, так как сами заинтересованы тем, чтобы не попасть в ДТП. Так что статистику, о которой говорят в ГАИ, надо изучать более детально.
Запретить велосипедисту переезжать пешеходный переход, чтобы не было происшествий, — это то же самое, что взять и обязать автомобилиста глушить двигатель на перекрёстке, а потом снова заводить. Ну а что, это тоже сократит количество ДТП на перекрёстках. Почему бы так не делать?
Чтобы следить за важными новостями, подпишитесь на канал Еврорадио в Telegram.
Мы каждый день публикуем видео о жизни в Беларуси на Youtube-канале. Подписаться можно тут.