В Дубровно провели "Свадебный фестиваль" (фоторепортаж)
Местный фольклорный коллектив показал два обряда — "драть зайца" и "гонять собаку" Как женятся в различных регионах Витебской области, изучали в Дубровно. Там провели первый в области "Свадебный фестиваль". Денег, чтобы привезти в небольшой райцентр фольклорные коллективы со всех регионов, не хватило. Поэтому приехали только пять, а остальные отправили видеофильмы об особенностях региональных брачных обрядов.
Сами дубровенцы показали два фрагмента местной свадьбы. Один обряд носит название "драть зайца", а второй — "гнать собаку". Кстати, фольклорная группа "Куделица", руководительница которой Анастасия Красовская когда-то записала и восстановила эти обряды, часто проводит их для молодожёнов.
Для Ирины и Сергея, женилившихся в день фестиваля, "Куделица" пела свадебные песни и показывала, как правильно "драть зайца", бесплатно. Кстати, "драть зайца" — это специфическая дубровенская вариация встречи молодых. Если в других регионах соседи просто перекрывают дорогу жениху и невесте и требуют выкуп, то здесь есть свои особенности. В роли "зайца", которого "дерут", выступает сват. Женщины бойко поют припевки, в которых выставляют свата в дурном свете. Мол, и хозяин он ленивый, и скупой, и некрасивый.
Поют:
А ў нашага свата
някрытая хата,
ні клеці, ні павеці,
недзе рук пагрэці,
запалім мы сані,
пагрэемся самі!
Ругать свата женщины будут до того времени, пока он их не задобрит угощениями — водкой, конфетами и прочим. Вот тогда свата целуют и величают, поют, какой он ладный хозяин и красивый мужчина.
Роль свадебной собаки, которую принято гонять на третий день свадьбы, выполняет самая бойкая женщина-хохотунья. Она одевается в меха, цепляет на шею цепь и лает на гостей, ругается, ползает под столом и щипает их за ноги. Говорят, что свадебная собака должна отлаяться во время свадьбы, чтобы потом всю жизнь не ругались муж с женой, невестка со свекровью, зять с тёщей. В завершение застолья собаку гонят из дому вместе невестка и свекровь.
На фестиваль в Дубровно приехал из Минска известный этнограф, культуролог Иван Крук. Он возглавил жюри и остался доволен увиденным, и даже отснял дубровенские обряды на видео.
Иван Крук: "Мне хочется, чтобы всё это тиражировалось, чтоб оно расширялось у нас на Беларуси, потому что это элемент народной души. Вместе с тем фестиваль высветил для меня несколько проблемных ситуаций, и, во-первых, необходимо решение проблемы консолидации работников ЗАГСа с работниками культуры. Не нужно друг друга обижать, друг друга бить, нужно учиться и друг другу помогать".
Сами дубровенцы показали два фрагмента местной свадьбы. Один обряд носит название "драть зайца", а второй — "гнать собаку". Кстати, фольклорная группа "Куделица", руководительница которой Анастасия Красовская когда-то записала и восстановила эти обряды, часто проводит их для молодожёнов.
Для Ирины и Сергея, женилившихся в день фестиваля, "Куделица" пела свадебные песни и показывала, как правильно "драть зайца", бесплатно. Кстати, "драть зайца" — это специфическая дубровенская вариация встречи молодых. Если в других регионах соседи просто перекрывают дорогу жениху и невесте и требуют выкуп, то здесь есть свои особенности. В роли "зайца", которого "дерут", выступает сват. Женщины бойко поют припевки, в которых выставляют свата в дурном свете. Мол, и хозяин он ленивый, и скупой, и некрасивый.
Поют:
А ў нашага свата
някрытая хата,
ні клеці, ні павеці,
недзе рук пагрэці,
запалім мы сані,
пагрэемся самі!
Ругать свата женщины будут до того времени, пока он их не задобрит угощениями — водкой, конфетами и прочим. Вот тогда свата целуют и величают, поют, какой он ладный хозяин и красивый мужчина.
Роль свадебной собаки, которую принято гонять на третий день свадьбы, выполняет самая бойкая женщина-хохотунья. Она одевается в меха, цепляет на шею цепь и лает на гостей, ругается, ползает под столом и щипает их за ноги. Говорят, что свадебная собака должна отлаяться во время свадьбы, чтобы потом всю жизнь не ругались муж с женой, невестка со свекровью, зять с тёщей. В завершение застолья собаку гонят из дому вместе невестка и свекровь.
На фестиваль в Дубровно приехал из Минска известный этнограф, культуролог Иван Крук. Он возглавил жюри и остался доволен увиденным, и даже отснял дубровенские обряды на видео.
Иван Крук: "Мне хочется, чтобы всё это тиражировалось, чтоб оно расширялось у нас на Беларуси, потому что это элемент народной души. Вместе с тем фестиваль высветил для меня несколько проблемных ситуаций, и, во-первых, необходимо решение проблемы консолидации работников ЗАГСа с работниками культуры. Не нужно друг друга обижать, друг друга бить, нужно учиться и друг другу помогать".