В соцсетях вводится цензура на "язык вражды"
Еврокомиссия и крупнейшие ИТ-компании начинают бороться с "языком вражды" (или "хейтспич") в интернете.
Facebook, Twitter, YouTube и Microsoft 31 мая подписали кодекс, который обязывает их предотвращать распространение "языка вражды". Теперь компании должны будут учить сотрудников отслеживать появление в соцсетях высказываний, разжигающих ненависть, и в течение 24 часов удалять их.
Государства — члены Евросоюза, в свою очередь, будут вводить национальные законы, которые должны ограничивать ксенофобные выражения в сети. Предварительная оценка их совместной работы будет дана в конце 2016 года.
Справка: Комитет министров Совета Европы называет "языком вражды" все формы самовыражения, которые включают распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание расовой ненависти, ксенофобии, антисемитизма или других видов ненависти на основании нетерпимости, включая нетерпимость в виде агрессивного национализма или этноцентризма, дискриминации или вражды в отношении меньшинств, мигрантов и лиц с эмигрантскими корнями.
Главный редактор mediakritika.by Янина Мельникова некоторое время занимается проблемой "языка вражды" в Беларуси. Она называет эту проблему чрезвычайно актуальной:
"Мы все видим, что в комментариях под такими сложными темами, как о меньшинствах, о некоторых слоях населения, о сложных политических вопросах, язык вражды присутствует".
Но, по ее мнению, такой шаг ИТ-компаний может выглядеть не очень понятным, так как пока неочевидно, кто и как будет решать, что такое "язык вражды". Он встречается в очень разных видах и может быть мягким, завуалированным, и иногда почувствовать его можно только из контекста. Но бывают и действительно жесткие сообщения.
Эксперт соглашается, что прямые комментарии со словами ненависти и агрессивные призывы надо удалять, но такие шаги все же вряд ли очистят социальные сети от "языка вражды".
"Если будет тотальный запрет и тотальный контроль с удалением, то скорее всего завтра будут придумываться новые пути оскорбить или надавить на больную мозоль".
По словам Янины Мельниковой, намного эффективнее с языком вражды помогает бороться развитие медиаграмотности и сетевого этикета, причем как среди молодежи, так и среди взрослых. Если люди будут понимать, как работают медиа и социальные сети, как они влияют на жизнь, это поможет проще бороться с "языком вражды".
Редактор подчеркивает, что содержание комментариев и сообщений в социальных сетях быстро мигрирует оффлайн и на улицы. Хейтспич начинает влиять на отношения в обществе, семье. Иногда большое количество комментариев со словами ненависти может восприниматься как общественное мнение, и, прочитав их сегодня, завтра люди перейдут к агрессивным действиям. "Язык ненависти" начинается со споров и шуток, из того, что люди хотят называть свободой слова, но между свободой слова и выражением таких экстремальных мыслей есть большая разница, и ее нужно чувствовать.
Начнут ли такие правила действуют в Беларуси, пока неизвестно. Но Янина Мельникова обращает внимание на то, что в нашем Уголовном кодексе есть статьи о клевете, об оскорблении чести, достоинства и деловой репутации. Они также могут быть использованы в борьбе против языка вражды.