Vuraj "Rajok"

Группу Vuraj и Сергея Долгушева мы впервые услышали на "Басовище-2011". Перед нами предстала несколько непонятная формация, которая играла что-то в духе группы "Нагуаль". Правда, пелось там на понятном варианте белорусского языка и полесском диалекте поставленным академическим тенором.

В то время Vuraj был фольковым ответвлением серьёзной команды Fratrez. Позже музыканты более основательно подошли к нашему песенному наследию. Теперь Vuraj всегда на слуху: превратился в музыкально-бродячий оркестр и устраивает спектакли и концерты для детей и взрослых.

А Сергей Долгушев — заметная фигура в белорусской музыке. Он участвует в абсолютно разных проектах: этнических и академических. Даже успел побывать вокалистом группы Re1ikt, когда Владимир Козлов на время уходил из коллектива.

Альбом "Раёк" записан на брестской студии "Vozdooh" ещё 2 года назад. В последующий после записи год музыканты исправляли ошибки, потому что хотели, чтобы технически и в художественном плане до пластинки невозможно было придраться. Потом ещё год искали издателя. Нашли лейбл "Наш формат" в Киеве, а деньги на издание дали друзья из Праги.

Все 10 песен "Райка" изданы впервые, хотя некоторые из них хорошо известны по концертам команды. Музыканты подчёркивают, что для них народные песни — это зерно, из которого вырастает автономное произведение. Группа может не использовать бабушкину песню целиком — для создания композиции команде достаточно просто мелодии или строки из песни. К тому же, уверяют музыканты, они не ставят перед собой цели осовременить архаику — они просто экспериментируют с фольклором, сочетая его со всем, что сейчас в тренде.

Большинство песен диска — глубинные и атмосферные, летние и жатвенные. Созданные настоящим оркестриком, они позволяют слушателю настроиться на определенный лад, погрузиться в тот или иной образ. Аранжировка "Купальскай", которая будто раскручивается, распускается как утреннее солнце, сама символизирует купальское коло.

Прелюдии песен "Траўка с палыночкам", "Поле чыстае", "Даліна" строятся на приёмах, которые использует в своих произведениях "Троица". Например, характерная акустическая гитара в сочетании с окариной в прелюдии "Даліны" звучит как привет от этно-трио. Правда, тут же привет от Ивана Ивановича и компании выливается в фирменный вурайский аскетически-романтический посыл, а потом напористый и надрывный фолк-рок, который в свою очередь переходит в медитативную мантру. И так у "Вурая" часто, музыканты играют с формой.

В общем, альбом "Вурая", с одной стороны, кажется удачным сбором средств музыкальной выразительности, которые использовали и используют мэтры современного этно. С другой стороны, "Раёк" — продуманная до мелочей работа, сделанная с явным пониманием фолка и того, как можно его подавать сегодня. К тому же, подкупает на пластинке репертуар: группа смогла обойтись без повторений знаменитых народных хитов вроде "Рэчанькі" и "Я скакала", а показала интересные произведения, которые могут в будущем стать новыми белорусскими фолк-хитами.

Последние новости

Главное

Выбор редакции