Змитер Сосновский: "Когда тебя прет, то сделаешь любое дело как можно лучше"

Накануне открытия Дударского клуба в "Катакомбах" один из его руководителей, лидер группы "Стары Ольса", мастер создания беларуских волынок Змитер Сосновский навестил студию Еврорадио и рассказал о том, что строит себе дом образца ХІІ столетия, о "прёже" по жизни и о том, что документальный фильм про белорусскую волынку собирает международные награды на разных фестивалях. И это не все.
“Ёсть желание – вливайся в дударский клуб”


Змитер Травчук, “Европейское радио для Беларуси”: “Дударский клуб” – что это такое и насколько актуально для Беларуси?

Змитер Сосновский (ЗС): Дело в том, что все направления “Дударского клуба” и возрождения в Беларуси волынки как инструмента очень стихийно рождались. В самом начале молодежь собиралась в парке имени Янки Купалы и играла на волынках и танцевала. Именно с этого все и начиналась 4 года назад. Но наконец остановились на "Востоке" в яблоневом саду. В прошлом году появилась проблема: где зимой продолжать такие сборы? Потому что людей стало очень много. Тогда мы обратились за помощью в клуб “Катакомбы” и начали ладить дударские вечеринки там. “Дударский клуб” – это такое творческое объединение музыкантов, которые играют на волынках, и мастеров, которые изготавливают этот инструмент. Главная цель – регулярно ладить вечеринки, где бы исполнялась эта музыка, где бы танцевали под этот инструмент, а также приглашать иностранных музыкантов. Также проводить мастер-классы игры на волынке. Можно сказать, что на сегодняшний момент дударское движение в Беларуси развивается в трех направлениях: дударский фестиваль, дударский цех и дударский клуб.

ЕРБ: Змитер, представь ситуацию: тебе звонит какой-то человек и говорит, что слышал про дударский клуб и хочет научиться играть на волынке. Что ты ему ответишь?

ЗС: Я отвечу, что есть мастера, которые делают простые инструменты, на которых можно начать учиться. Самая дешевая белорусская волынка на сегодняшний день стоит 300 долларов. Это инструмент, на котором можно начинать учиться. Надо будет обратиться к какому-нибудь музыканту для того, чтобы усвоить определенные азы. Именно для этого и был основан дударский клуб.

ЕРБ: Получается так: есть желание – пожалуйста, вливайся в дударский клуб?

ЗС: Да, действительно, вливайся! Вечеринка по поводу открытия Клуба происходила даже без сценария: абсолютно живое действие было, даже мастер-класс стихийно прошел! Очень много танцев было. Уже две девушки в Беларуси играют на волынках. Катя Радзивилова и Оксана Костян три раза выходили на сцену — порознь и вместе с другими группами. Джем-сейшены так вообще, по моим впечатлениям, не прекращались. Что интересно, так это то, что девчата играют более такие медитативные мелодии.




ЕРБ: Тут к нам доходят слухи, якобы у вас учатся играть на волынке два совсем маленьких мальчика?

ЗС: Действительно, такое есть. Первый – 7-летний мальчик, который только месяц назад взял в руки волынку. Второй – 14-летний. Оба делают большие успехи, точно скажу, что многие взрослые завидуют их гранью. Способности игры на волынке можно проследить по тому, как человек держит инструмент в руках. Волынка действительно требует определенной пластики рук. Я аж до дрожи в руках был впечатлен тем, как уже на втором занятии этот семилетний мальчик держал в руках волынку так, как это делают только взрослые волынщики.

ЕРБ: Так за этими детьми дударское будущее Беларуси?

ЗС: Обучение этих детей инициировали члены дударского клуба, но мы считаем, что когда дети появятся на сцене, то многие другие родители, увидав такое, и своих детей захотят учить играть на волынке. Единственное, что сложно для детей, так это то, если у них сразу что-то получается, то далеко не факт, что они будут через 10 лет играть на волынке. В связи с этим, на мой взгляд, можно говорить, что сейчас воспитывается поколение уже не тех, кто возрождает волынку как инструмент, а тех, кто этим инструментом пользуется для себя. Никто не говорит, что эти дети будут вести активную сценическую жизнь, но то, что появляются люди, которые будут брать волынку только во время каких-то праздников и дней рождений, – это на самом деле очень утешает.


Иностранно-музыкальныя проекты Змитера Сосновского

ЕРБ: Я знаю, что для популяризации дударского искусства “Стары Ольса” в свое время снимал киноленту о старинных белорусских инструментах для канала “Discovery”. Проект запустили?

ЗС: Ленту сняли, отправили в Штаты. Там она заняла первое место на Международном фестивале документального кино. В следующем году она будет участвовать в 5 разных конкурсах.

ЕРБ: Насколько нам известно, “Стары Ольса” собирается в концертный тур по Ирландии?

ЗС: У нас есть продюссеры, которым ирландские коллеги предложили организовать тур по их стране. Тем более что у нас давно есть желание там выступить. Один из ирландских продюссеров занимается помощью больным белорусским детям. Он спросил, насколько мы готовы к благотворительному туру по Ирландии. Мы согласились. Тогда мы решили собрать деньги для операции Сергея Мартьянова – больного мальчика из города Червень. Поэтому этот десятиконцертный тур по Ирландии будет посвящен сбору средств для мальчика. А мы еще и страну посмотрим!

ЕРБ: Значыт, тур будет?

ЗС: Да, но первоначально планировалось организовать его в начале 2008 года, однако неделю назад перенесли на октябрь. Поэтому следующей осенью “Стары Ольса” уедет в Ирландию.


“Рок близок к средневековой музыке”


ЕРБ: Змитер, в “Старом Ольсе” ты – музыкант, а для группы “Літвін Троль” – продюссер. Для чего ты занимаешься этим проектом? Ты хочешь выйти на более широкую роковую аудиторию? На кого рассчитан проект “Літвін Троль”?

ЗС: В первую очередь для тех музыкантов, которые захотели это делать. У меня давно была идея соединить волынки с роковыми аранжировками и послушать, как этот инструмент звучит в роковой группе. Вот эти эксперименты групп “Зьніч” и “Нейро Дюбель” с волынками мне очень нравились. Два человека, которые являются руководителями группы “Літвін Троль”, – это музыканты “Старого Ольсы”. Как “Келіх Кола” – это проект нашего гусляра Александра Чумакова, так и “Літвін Троль” – это творческий проект музыкантов Сергея Топчевского и Андрея Апановича. Дело в том, что средневековая музыка много общего имеет с роком. Вот Ричи Блекмор наоборот: от рока обратился к средневековой музыке. Недаром же родился вот этот стиль готик-дум, где роковыми аранжировками пытаются украсить средневековые мелодии.



ЕРБ: Как ты думаешь, в каких направлениях будет развиваться белорусская музыка? Что будет мейнстримом?


ЗС: Я бы побоялся делать такие прогнозы: дело в том, что это настолько живой и неконтролируемый процесс! Мне кажется, что будет развиваться все по примеру Германии. После появления группы “In Extremo” сейчас уже существует пять аналогов коллектива, которые тоже используют старые немецкие волынки вместе с тяжелыми гитарными рифами. То самое, я думаю, будет и у нас. “Зьніч” и ”Нейро Дюбель” были такими первопроходцами. Вот “Літвін Троль” - это такая группа, которая привлечет любителей и средневековой музыки, и паган-метал, потому что в их музыке эти стили пересекаются. Я думаю, что будущее за группами, которые будут соединять разные стили, современные и наши многовековые этнические музыкальные достояния.

ЕРБ: На прошлом фестивале “Вольнае паветра” группа “Стары Ольса” запел “Нирвану”. Это вы так прыкольнулись, или это какой-то новый формат группы?

ЗС: Не знаю. Это вот как раз подтверждение того, что средневековая музыка очень близка к року! Ну, нам, в принципе, было весело, потому мы и сыграли! Мы уже не раз говорили о том, что, наверняка, Кобейну понравились бы его песни на белорусских волынках.




“Сознаюсь: строим там средневековое поселение”

ЕРБ: Есть информация, что где-то под Браславом Вы строите какое-то такое средневековое местечко для фестивалей?

ЗС: Вау!!! Я хочу сказать, что спецотдел Еврорадио очень хорошо работает: все последние новости знаете! Сознаюсь: строим там средневековое поселение. Самый ранний дом строится по технологии 7-го века. Сомы поздний, мой, — 12-го. Причем без использования гвоздей или цемента. Однако мы строим городок для себя, не планируем там проводить никаких фестивалей. Там будут проходить некоторые мероприятия дударского цеха. Дело в том, что для того чтобы стать участником, надо показать свои способности во владении инструментом. Кроме того, мы хотели бы охватить там все праздники, где участвовали дудары. Во-первых, это Рождество. Непосредственно сам дударский фестиваль, который мы проводим на Пасху. И есть третий праздник, на котором обязательно играли дудары, — жнивье. Так вот фестиваль жнивья мы собираемся проводить уже там. Однако он будет таким относительно закрытым. Будет большой концерт в самом Браславе, а потом – на хутор. Вообразите, все в аутентичных одеждах… Я думаю, атмосфера будет что надо! Места, на самом деле, чтобы отмечать такие средневековые праздники, в Беларуси не хватает. Потому что дудары не готовились перед выступлением, а играли, приспосабливаясь к атмосфере, которая была на праздниках.
Такое место действительно нужно для Беларуси. Потому что, когда выступает оркестр Финберга у стен Мирского замка и не звучит ни один старинный инструмент, это трудно называть фестивалем старинной музыки.

ЕРБ: Как ты думаешь, появление туристов в каком-то месте портит само место или нет?

ЗС: Тут вопрос сложнее: не туристы портят место, а люди, которые обслуживают туристов, портят место. Возьмем для примера Дудутки. Я своими ушами слышал, как экскурсовод, рассказывая про древнюю жизнь белорусов, говорила о том, что наши предки не строили уборных, поскольку ходили просто за огород. Хотя сами дома и сама стилистика построений говорит об интеллигентности наших предков.

ЕРБ: Как-то действительно страшно становится…

ЗС: Самое ужасное то, что это излагается для иностранцев как настоящая белорусская история.


Про опыт постановки аудиоспектаклей

ЕРБ: В свое время “Стары Ольса” записал аудиоспектакль “Ладья отчаяния” по В. Короткевичу. Есть ли в планах сделать что-то похожее?

ЗС: Сложный вопрос, потому что я даже не знаю, какой уже тираж выходит – настолько сильно пользуется популярностью “Ладья”. Интересно, например, что вот те же литовцы выпустили запись нашего поэта Андрея Римшы, а мы – нет. Его “Десятилетняя Повесть” до этого времени у нас не цитируется, потому что она посвящена успешному походу литовской армии под руководством Крыштофа Радзивилла на “восточную с Беларусью территорию”. Озвучивание этого произведения было бы очень и очень перспективным в смысле показа нашей настоящей истории, а не искаженной в связи с нашей действительностью и личными симатиями руководителей в стране.

Вместо З.Ы.

ЕРБ: И напоследок: Змитер, у тебя есть возможность обратиться к людям. Скажи что-нибудь!

ЗС: Самое лучшее, что может получиться в нашей жизни, – это то, что делается с большим желанием. Есть такое современное сленговое слово “пёрлово”. Так вот, когда тебя прет, то сделаешь любое дело как можно лучше! Да и вообще, люди, занимайтесь тем, что вам нравится. Тогда вы будете самыми счастливыми в мире!


Фото: ЕРБ и staryolsa.com

* Фоторепартаж с открытия Дударского клуба смотри здесь.

Последние новости

Главное

Выбор редакции