Андрей Маркуц: Музыканты не должны прикидываться, что их ничего не волнует!
Композитор и вокалист Markuts band о пластинке, нелюбви к сладким текстам и творческих принципах, а также о том, что его волнует в современной музыке.
Один из создателей известного в начале 2000-х проекта Neo, гитарист группы Handmade и команды "Атлантика", автор первого белорусского альбома, записанного с симфоническим проектом — все это о нём. Андрей Маркуц пришёл в студию Еврорадио, чтобы рассказать о своём главном на сегодняшний день проекте — Markuts band.
Еврорадио: Расскажи, как появился Markuts band и что с ним происходит теперь?
Андрей Маркуц: Markuts band — коллектив, который плавно перетёк из группы Neo. Где-то через пару лет после того, как мы разошлись с вокалистом и соавтором песен группы Neo Вадимом Косолаповым, я собрал новый состав и начал сам выступать. Но только 7 лет спустя я собрал команду единомышленников. Сейчас в нашем репертуаре около 25 песен. Формат — от хардрока до лирических баллад. Тексты я тоже стараюсь писать сам.
Еврорадио: Каков он, новый состав музыкантов?
Андрей Маркуц: Было много музыкантов. С последним составом группы Neo мы разошлись, потому что не смогли пережить трудные времена вместе — нужно было где-то зарабатывать деньги. И за это время я понял, что самое главное при выборе состава — это не профессиональные данные участников, а человеческие. Насколько приятно тебе с этим человеком общаться, насколько он будет искренен с тобой. Поэтому процесс затянулся так надолго.
Сейчас состав Markuts band — это Николай Черевако (ударные), Дмитрий Бурый (бас-гитара), Вадим Степанович (гитара, бэк-вокал), Владимир Пыльченко (клавиши, бэк-вокал). Теперь у нас такой костяк и я надеюсь, что нас никто не поссорит.
Еврорадио: Что тебя вдохновило на запись проекта “Дикая Охота” с симфоническим оркестром? Который, к слову, был первым в истории белорусской рок-музыки.
Андрей Маркуц: К сожалению, в своё время это не вызвало никакого резонанса. Это прошло вообще незаметно. Тогда я очень ополчился против всех этих премий и мероприятий. У меня осталось впечатление, что эти люди варятся в собственном соку, и их не интересует, что творится вокруг. “Дикая охота” — это первая работа в своём роде. Андрей Зубрич написал колоссальные оркестровые аранжировки к этому проекту.
Идея написания этого материала родилась у Александра Варламова во времена “Мельницы моды”. “Дикая охота” — это охота за человеческими пороками. Была создана целая концепция! В этом проекте я выступил в качестве композитора. Странно, что всё это ушло в какой-то андеграунд. Я постоянно ношу в голове идею, чтобы переписать этот альбом в идеальном качестве — пересвести и сделать новый мастеринг.
Еврорадио: Чем сейчас живёт Markuts band?
Андрей Маркуц: Сейчас у нас идёт такая чёрная работа, мы сыгрываемся, много репетируем. Не так давно мы сняли клип на песню “Гарантировано”. Скоро эта композиция выйдет в виде сингла.
Еврорадио: А как обстоят дела с лонгплеем? Или пока отдаёте прерогативу концертам?
Андрей Маркуц: На данный момент в наших планах отыграть как можно больше концертов в разных городах Беларуси. Мы задались целью проехать по самым мини-площадкам. Мне хочется уйти из столицы в областные центры и начать привлекать новую аудиторию. Опять же, хотелось бы напомнить и о группе Neo, самые лучшие образцы из творчества которой мы исполняем на концертах.
Мы очень серьёзно подошли к работе над альбомом. Хочется сделать всё без скидок на страну. Поэтому, скорее всего, это будет не очень быстро.
Тем временем у меня вышел альбом инструментальной музыки “Мой инструментальный альбом”. В него вошло 8 композиций, над которыми я работал сам — осваивал бас-гитару, всё записывал сам.
Еврорадио: В каком направлении движется Markuts band?
Андрей Маркуц: Если обобщить, это будет рок-музыка с ярко выраженной мелодией. Текстовой нагрузки будет не много — текст всегда был для меня на втором месте. Но при этом я никогда не любил глупые и “сладкие” тексты. Не люблю шаблонов и штампов. Иногда именно из-за текстов долго рождается песня. Хотя я знаком со многими музыкантами, которые не заморачиваются над этим, и потом получаются тексты вроде: “Девочка в трамвае едет, может, мне с ней что-то светит”.
В репертуаре Markuts band есть и хард-роковые композиции, и совершенно слезоточивые баллады. Будет и пара форматных поп-рок песен, как во времена Neo. Получится такой “light and hard” альбом. Я не делаю этого специально — композиции такими рождаются. После очередной придуманной песни хочется делать совсем другую.
Еврорадио: С наполнением разобрались, а каким будет название дебютной пластинки?
Андрей Маркуц: Когда-то в лицее БГУ, где я работаю, выступал один белорусский чиновник. И мне так не понравился он сам и то, что он говорил. А поскольку я иногда рисую, я нарисовал такой портрет — человеческое тело с головой то ли чёрта, то ли крокодила. И под этим портретом мне захотелось написать “Культ личности”. Мне кажется, в наше время само понятие “свободы личности” раздавлено, почти отсутствует. Поэтому не “Культ личности” в значении одного человека над всеми, а о свободе личности.
Еврорадио: В белорусской музыкальной тусовке тебя называют новатором и создателем интеллектуальной музыки. Сам что по этому поводу думаешь?
Андрей Маркуц: В рок-музыке сложнее с инновациями. Хотя у многих получается, я слежу за разными музыкантами. Но себя к новаторам не отношу.
Еврорадио: Готовы ли слушатели в Беларуси воспринимать интеллектуальную музыку? И какая коммерческая сторона у твоего проекта?
Андрей Маркуц: У нас будет и парочка глупых песен! (смеётся) Музыка должна приносить удовольствие, люди отдыхают за счёт прослушивания композиций. Поэтому это такая сверхзадача — создавать музыку, чтобы человек и отдыхал, и мог задуматься, прислушаться. Естественно, хочется делать такую музыку, чтобы тебя слушали и через 10, и через 20 лет и сказали при этом: “Отлично”!
Еврорадио: На сегодняшний день в скольких проектах ты принимаешь участие?
Андрей Маркуц: Конечно, приоритеты я отдаю тем проектам, где больше моей музыки. На сегодняшний день — это Markuts band и группа Handmade, где есть парочка моих композиций, которые очень интересно вписались в проект.
Есть ещё очень интересный русскоязычный проект Taho, который, к сожалению, сейчас временно приостановился. Есть ещё один “секретный” проект с моим приятелем из Москвы – совсем скоро он должен “засветиться” и в Минске.
Еврорадио: Если оглянуться назад, жалеешь ли о распаде группы Neo?
Андрей Маркуц: Я очень сильно жалел об этом тогда. К сожалению, на этом разрыве даже деньги хотели сделать. У группы были хорошие перспективы, эта музыка была любима — до сих пор многие вспоминают. Я знаю, что окружение Вадима Косолапова думает, что я виноват в том, что группа распалась. Хотя если говорить по-простому, вряд ли мы смогли бы договориться.
Мне многое не нравилось по отношению к музыке и работе, накапливалось, как снежный ком. И на одном из концертов эта чаша переполнилась. Это был концерт во Дворце спорта вместе с известными российскими рок-группами. Вадим позволил себе выпить водки перед концертом и петь “рядом” с тональностью, совершенно не попадая. Мой преподаватель по вокалу спросил: “И что, другие музыканты ему не мешали?” Мне хотелось от стыда провалиться под сцену. Я просто ушёл. Вадим взял себе название группы, и ещё год-два продолжал выступать. Это голые факты. Вот и судите, из-за кого всё развалилось.
Еврорадио: Сейчас вы не поддерживаете отношения?
Андрей Маркуц: Творчески, конечно, нет. У нас просто приятельские отношения. Несколько раз был такой разговор, чтобы вернуть группу. Но я знаю, что в итоге всё равно наступлю на те же грабли, только это будет гораздо больнее.
Еврорадио: Следишь ли ты за белорусским музыкальным пространством, и когда тебе было интереснее играть музыку — тогда, в начале, или сейчас?
Андрей Маркуц: Одинаково интересно и сейчас и тогда. Конечно, я слежу. Беларусь вообще полна талантливыми людьми во всех сферах. К сожалению, либо они сами себя губят, либо их прессуют. Полно интересных коллективов, и сейчас сложнее конкурировать. В своё время Neo были одними из единиц, кто шёл в этом направлении.
Сейчас появилось много интересных белорусскоязычных групп. Я не пою на белорусском, потому что понимаю, что у меня не получится делать это хорошо. Я не хочу портить красивую беларускую мову. Признаюсь, в моём репертуаре есть пару англоязычных текстов.
Сейчас, при всей моей якобы известности, мне тоже приходится начинать с ноля, и делать это гораздо сложнее. Когда-то были большие площадки, известность — да. А сейчас надо отдавать себе отчёт в том, что тебя никто не знает, и надо просто ровно, стиснув зубы, идти вперёд.
Еврорадио: Что со временем изменяется вокруг и должны ли в этом контексте изменяться музыканты?
Андрей Маркуц: Музыканты в первую очередь должны быть искренними. Как и все обычные люди, музыканты не должны прятать голову в песок, прикидываться, что их ничего не волнует. Так не бывает! Это самообман. Если посмотреть на культовых западных музыкантов, они всегда впереди каких-то политических моментов.
Мне кажется, в наше время правильно оставаться неравнодушным. А когда всё пережитое выливается в тексты – это, наверное, искренность и есть.
Еврорадио: Как ты отнёсся к тем “реформам”, которые произошли с группой “Ляпис Трубецкой”?
Андрей Маркуц: К сожалению, это не имеет отношения к музыке. Хочется дёрнуть Михалка и сказать: “Ты в первую очередь музыкант! Ты не боксёр и не ещё кто-то там!” Соответственно, нужно заниматься музыкой. У него чем дальше — тем меньше музыки. А должно быть наоборот.
Еврорадио: Планируешь остаться здесь или всё же попытаешь счастья за границей?
Андрей Маркуц: Любой нормальный музыкант хочет, чтобы его музыку услышало как можно больше людей. Я не планирую уезжать специально. Посмотрим, как пойдёт.
Фото: из архивов Андрея Маркуца